метральной плоскости ближе к наружному борту (рис. 49)
и вместе с силой тяжести образует пару сил, кренящую
судно внутрь дуги. Инерционные же силы и сила бокового
сопротивления образуют пару восстанавливающую.
ПРОДОЛЬНАЯ ОСТОЙЧИВОСТЬ
Судно может оказаться наклоненным не только в
поперечном направлении, но и в продольном, отчего
возникает дифферент. Для того чтобы вернуться из
продольного наклонения в свое нормальное положение, например на
ровный киль, судно должно обладать продольной остойчивостью.
Продольная остойчивость судна значительно больше
поперечной, так как при продольном наклонении центр
величины уходит гораздо дальше, чем при поперечном,
и опасаться продольного опрокидывания судна не приходится.
Однако условия, в которых оказывается судно при
эксплуатации, очень разнообразны, и в некоторых случаях
может появиться необходимость знать, каков будет
угол дифферента при том или ином дифферентующем или
восстанавливающем моменте. Вот два примера.
В 1920 году нашей молодой республике очень нужны
были паровозы. Изготовить их тогда не было возможности:
не хватало металла, топлива, станков. И Советское
правительство заказало паровозы в Швеции.
В начале августа 1924 года шведский завод в Тролльгетане
сообщил, что первая партия паровозов готова. Предстояло
перевезти паровозы в Петроград. Было решено закупить
для этого подходящее иностранное судно и, приспособив
его под погрузку паровозов, перевезти их шлюзованным
Готским каналом из Тролльгетана в шведский
порт Ландскрону. Оттуда паровозы должны были быть
доставлены в Петроград морем на другом, более крупном
судне. Закупить судно для перевозки паровозов каналом
поручили академику А. Н. Крылову, выдающемуся советскому
судостроителю. Крылов выбрал небольшой английский
пароход «Нибинг». В июле 1922 года судно пришло
в Тролльгетан и стало под погрузку одиннадцати
паровозов с тендерами. Проход судов по шлюзованным
каналам разрешается, только если длина, ширина и осадка
судна не больше установленных для данного канала
пределов. «Нибинг» соответствовал требованиям Готского
канала, за исключением того, что после загрузки кормой
82