водством Амосова, стали применять спиливание болтов.
Последующие годы показали, что срок службы этих
кораблей существенно продлен.
В 1697 году Петр I отправился с посольством в Голландию.
Работая плотником на верфи, Петр хорошо изучил
все практические приемы постройки судов. Однако
голландские судостроители в то время не умели теоретически
обосновывать свой опыт. Обнаружив это, Петр уехал
в Англию, где теория судостроения стояла уже достаточно
высоко. Пребывание в Англии позволило Петру научиться
вникать в сущность основных вопросов, связанных с
судостроением. Он понимал, что хорошим судостроителем
может быть лишь тот, кто в состоянии освоить теоретические
знания и применять их на практике. С тех пор для
русских кораблестроителей характерным стало теоретическое
осмысливание практического опыта. Большинство
талантливых судостроителей были хорошими математиками;
многие из них создали научные труды.
История кораблестроения в России знает имена талантливых
строителей не только надводных, но и подводных судов.
Первым русским изобретателем и строителем
подводного судна был Ефим Прокофьевич Никонов.
В двадцатых годах XVIII столетия молодой неграмотный
крестьянин из Подмосковья Ефим Никонов осуществил
первую в России попытку построить судно для подводного
плавания. Петр I, которому Никонов подал «челобитную»,
повелел строить «потаенное судно», и в 1724 году состоялось
его первое испытание.
При погружении судна в нем находился только Никонов.
Лодка, погрузившись в воду слишком быстро, ударилась
о грунт и потеряла свою водонепроницаемость. Лодку
удалось быстро поднять и тем спасти ее изобретателя.
При втором испытании, уже после смерти Петра I,
судно Никонова трижды опускалось под воду, но
вынуждено было всплывать из-за потери водонепроницаемости.
В третий раз судно испытывалось в 1727 году, и,
по-видимому, по той же причине испытания не дали ожидаемых
результатов, после чего Никонов был фактически сослан
в Астрахань. О дальнейшей судьбе Ефима Никонова
ничего не известно. Таким образом, причиной неудачи
Никонова явилось неумение создать необходимую
водонепроницаемость корпуса лодки. Первейшее свойство
судового корпуса — его водонепроницаемость всегда была
очевидна судостроителям. Но как ее достичь?
50