ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
Кривоносов Л.   Какими бывают корабли


водством Амосова, стали применять спиливание болтов. Последующие годы показали, что срок службы этих кораблей существенно продлен.

В 1697 году Петр I отправился с посольством в Голландию. Работая плотником на верфи, Петр хорошо изучил все практические приемы постройки судов. Однако голландские судостроители в то время не умели теоретически обосновывать свой опыт. Обнаружив это, Петр уехал в Англию, где теория судостроения стояла уже достаточно высоко. Пребывание в Англии позволило Петру научиться вникать в сущность основных вопросов, связанных с судостроением. Он понимал, что хорошим судостроителем может быть лишь тот, кто в состоянии освоить теоретические знания и применять их на практике. С тех пор для русских кораблестроителей характерным стало теоретическое осмысливание практического опыта. Большинство талантливых судостроителей были хорошими математиками; многие из них создали научные труды.

История кораблестроения в России знает имена талантливых строителей не только надводных, но и подводных судов. Первым русским изобретателем и строителем подводного судна был Ефим Прокофьевич Никонов. В двадцатых годах XVIII столетия молодой неграмотный крестьянин из Подмосковья Ефим Никонов осуществил первую в России попытку построить судно для подводного плавания. Петр I, которому Никонов подал «челобитную», повелел строить «потаенное судно», и в 1724 году состоялось его первое испытание.

При погружении судна в нем находился только Никонов. Лодка, погрузившись в воду слишком быстро, ударилась о грунт и потеряла свою водонепроницаемость. Лодку удалось быстро поднять и тем спасти ее изобретателя.

При втором испытании, уже после смерти Петра I, судно Никонова трижды опускалось под воду, но вынуждено было всплывать из-за потери водонепроницаемости. В третий раз судно испытывалось в 1727 году, и, по-видимому, по той же причине испытания не дали ожидаемых результатов, после чего Никонов был фактически сослан в Астрахань. О дальнейшей судьбе Ефима Никонова ничего не известно. Таким образом, причиной неудачи Никонова явилось неумение создать необходимую водонепроницаемость корпуса лодки. Первейшее свойство судового корпуса — его водонепроницаемость всегда была очевидна судостроителям. Но как ее достичь?



50

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2023
след.