по мелководью, снегу, льду. Стоянка судна на берегу —
большое удобство, так как не требует для осмотра и
ремонта ввода судна в док и предохраняет подводную часть
корпуса от обрастания ракушками и другими морскими
«вредителями». Но суда на воздушной подушке не могут
преодолевать значительных препятствий, так как подъем
на значительную высоту требует из-за увеличения
утечки воздуха очень большой мощности вентиляторов.
Первые обоснования принципа движения на воздушной подушке
были даны гениальным русским ученым К. Э. Циолковским в 1927 году.
ИЗ ИСТОРИИ СУДОСТРОЕНИЯ
Не скоро судостроители дошли до тех простых истин,
которые нам теперь кажутся очевидными. Лишь после
многих аварий и гибелей кораблей судостроители стали
вычислять водоизмещение будущего судна, научились
создавать водонепроницаемость корпуса, обеспечивать
непотопляемость, придавать запас плавучести. Надо было не
только найти меры, необходимые для безопасности судна,
но и создать средства и способы их осуществления. Однако
многие нововведения часто встречали противодействия.
Так, например, в начале XIX века, когда все суда строили
из дерева, отверстия в бортах (например, пушечные порты)
необходимо было окантовывать наличниками. Наличники
крепили к обшивке корпуса металлическими болтами,
лишние концы длинных болтов срубали при помощи
зубил и тяжелых молотов. От сильных ударов стыки и
пазы досок обшивки (поперечные и продольные кромки
досок) расходились, и их нужно было повторно конопатить.
Но эта вторичная операция обычно не давала необходимых
результатов: через непродолжительное время
службы корабля в обшивке образовывались щели, что
сокращало срок годности корпуса. Надо было найти
способ, заменяющий срубку болтов. Талантливый
кораблестроитель Иван Петрович Амосов предложил спиливать
болты сконструированной им пилой в виде диска. Испытания
показали очевидное преимущество нового способа, но
адмиралтейств-коллегия, рассматривавшая предложение
Амосова, несмотря на лестный отзыв главного командира
Кронштадтского порта, отклонила нововведение. Тем не
менее на кораблях, постройка которых велась под руко-
49