ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
Кривоносов Л.   Какими бывают корабли


по мелководью, снегу, льду. Стоянка судна на берегу — большое удобство, так как не требует для осмотра и ремонта ввода судна в док и предохраняет подводную часть корпуса от обрастания ракушками и другими морскими «вредителями». Но суда на воздушной подушке не могут преодолевать значительных препятствий, так как подъем на значительную высоту требует из-за увеличения утечки воздуха очень большой мощности вентиляторов.

Первые обоснования принципа движения на воздушной подушке были даны гениальным русским ученым К. Э. Циолковским в 1927 году.


ИЗ ИСТОРИИ СУДОСТРОЕНИЯ

Не скоро судостроители дошли до тех простых истин, которые нам теперь кажутся очевидными. Лишь после многих аварий и гибелей кораблей судостроители стали вычислять водоизмещение будущего судна, научились создавать водонепроницаемость корпуса, обеспечивать непотопляемость, придавать запас плавучести. Надо было не только найти меры, необходимые для безопасности судна, но и создать средства и способы их осуществления. Однако многие нововведения часто встречали противодействия. Так, например, в начале XIX века, когда все суда строили из дерева, отверстия в бортах (например, пушечные порты) необходимо было окантовывать наличниками. Наличники крепили к обшивке корпуса металлическими болтами, лишние концы длинных болтов срубали при помощи зубил и тяжелых молотов. От сильных ударов стыки и пазы досок обшивки (поперечные и продольные кромки досок) расходились, и их нужно было повторно конопатить. Но эта вторичная операция обычно не давала необходимых результатов: через непродолжительное время службы корабля в обшивке образовывались щели, что сокращало срок годности корпуса. Надо было найти способ, заменяющий срубку болтов. Талантливый кораблестроитель Иван Петрович Амосов предложил спиливать болты сконструированной им пилой в виде диска. Испытания показали очевидное преимущество нового способа, но адмиралтейств-коллегия, рассматривавшая предложение Амосова, несмотря на лестный отзыв главного командира Кронштадтского порта, отклонила нововведение. Тем не менее на кораблях, постройка которых велась под руко-



49

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2023
след.