Четко и умело действовал водолазный инженер-механик.
Он осмотрел котельные отделения, угольные ямы,
проверил междудонные пространства под ними. Спустившись
через броневую палубу в арсенал (кладовая артиллерийских
запасных приспособлений), он убедился, что
оттуда, так же как и из междудонного пространства,
откачивать воду нет надобности.
В 9 ч 48 мин, т. е. через 33 мин после взрыва мины,
трюмный инженер-механик доложил командиру корабля,
что все меры, необходимые для сохранения корабля на
плаву, приняты и что кораблю можно дать ход.
Сначала «Рюрик» дал самый малый ход назад (5,5 км/ч).
Развернувшись, он стал в кильватер (за корму) «Баяну»,
миноносцы возле «Рюрика», возглавил отряд «Андрей
Первозванный», и корабли пошли со скоростью 8 узлов
(около 15 км/ч).
Теперь можно было подвести итоги аварии. Заполненными
водой оказалось всего десять из нескольких сот
помещений корабля. Корабль принял лишь 500 т воды,
что, конечно, никакой опасности при водоизмещении
17000 Т не составляло. «Рюрик» получил дифферент на
нос 0,70 м вместо прежнего дифферента на корму 0,05 м.
Специальная комиссия, назначенная для расследования
аварии «Рюрика», в своем заключении отметила, что
личный состав механической специальности по трюмной
части, отлично обученный трюмным инженером-механиком,
знавшим корабль в совершенстве, прекрасно справился со своей задачей.
ПОДВОДНЫЕ СУДА
До сих пор мы говорили о судах надводных, плавающих
только на поверхности воды. Посмотрим теперь, как
используют действие архимедовой силы для судов, плавающих
не только на поверхности воды, но и под водой (для
подводных лодок). Подводная лодка должна иметь возможность
плавать на поверхности воды, погружаться под воду,
всплывать и, находясь под водой, изменять глубину погружения.
У подводных лодок, так же как и у надводных судов,
соблюдается равенство между силой тяжести воды,
вытесняемой корпусом лодки (архимедовой силой), и силой
тяжести лодки со всеми находящимися на ней грузами.
Запас плавучести подводных лодок в зависимости от их
41