ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
Кривоносов Л.   Какими бывают корабли


с широкими люками (прямоугольные отверстия в палубе), чтобы ускорить погрузочно-разгрузочные работы. Для той же цели их оборудуют мощными грузовыми устройствами: стрелами, лебедками, колоннами, а некоторые суда приспосабливают для перевозки грузов в контейнерах (больших специальных ящиках). Однако укладывать много груза друг на друга нельзя, так как нижняя партия может быть раздавлена, поэтому суда для генеральных грузов имеют не менее двух палуб. Поскольку большие водонепроницаемые люковые крышки тяжелы, то для их закрытия и открывания на некоторых судах применяют специальные механизмы, сокращающие время этих операций с 0,5 ч до 5—10 мин, а число матросов, занятых в ней, с 10 до 3. Все эти меры позволили повысить производительность грузовых работ до 40%. И все-таки время стоянки этих судов в портах составляет около половины всего времени их эксплуатации, а расходы за время стоянки — от 30 до 60% всех расходов по эксплуатации судна.

Размещение грузов в трюмах—дело непростое; его надо укладывать гак, чтобы верхние грузы выгружались в ближайшем порту, а нижние — в конечном. По весу груз должен быть расположен так, чтобы судно не получило заметного дифферента и крена. Поэтому при разгрузке в крайние — носовой или кормовой — отсеки приходится принимать водяной балласт, для чего служит балластная система (насосы, трубопровод, клапаны и т. и.).

На рисунке 2 показано советское судно для генеральных грузов типа «Ленинский комсомол». Его длина — 169,9 м, ширина — 21,8 м, высота борта — 12,9 м, осадка — 9,7 м, водоизмещение — 22 200 Т, грузоподъемность — 13400 Т, число грузовых трюмов—шесть. Грузовое устройство судна состоит из шестнадцати пятитонных, четырех десятитонных и двух шестидесятитонных стрел, шестнадцати пятитонных и четырех десятитонных электрических лебедок, четырех мачт А-образпой конструкции и двух пар грузовых колонн. Судно предназначено для плавания в северных водах.

Рудовозы. Руда — навалочный (насыпной) груз большой плотности. Это отражается на конструкции и оборудовании рудовозов. Чтобы центр тяжести груженого рудовоза оказался не слишком низко, второе дно в его трюмах располагают выше, чем на других судах, или же ставят грузовые платформы на некоторой высоте над вторым дном. Слишком низкое положение центра тяжести делает



16

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2023
след.