ГРУЗОВЫЕ СУДА
Перевозка грузов водой — самый дешевый вид грузового
транспорта. Поэтому грузовые суда очень многочисленны:
их в тридцать раз больше пассажирских. Ежедневно
все грузовые суда мира доставляют около 7 млн. т груза.
Грузовые суда бывают сухогрузными, наливными,
рефрижераторными, комбинированными (для двух видов
груза). Для сокращения времени стоянки в портах грузовые
суда оборудуют подъемными кранами, грузовыми
стрелами, лебедками, транспортерами, насосами и т. п.
В большинстве грузовые суда одновинтовые, с двигателем
Дизеля, установленным в кормовой части. При расположении
двигателя в средней по длине части судна вал, передающий
вращение двигателя гребному винту, проходит
по всей длине кормовой части и туннель валопровода
(ограждение), достаточно высокий и широкий для прохода
человека, уменьшает полезный объем кормовых трюмов.
Меньшая загрузка кормовых трюмов, чем носовых,
приводит к дифференту (разности осадок) судна на нос,
что создает дополнительное сопротивление при ходе судна.
Чтобы избежать этого, высоту кормовых трюмов увеличивают надстройкой.
У большинства грузовых судов двигатель Дизеля располагают
в кормовой частя, от чего корма получает значительную
загрузку; в этом случае при ходе судна порожнем
в носовую балластную цистерну принимают водяной
балласт. Высота надводного борта у грузовых судов
минимальная, а осадка большая, чем у пассажирских.
По своей архитектуре грузовые суда различны. При
выборе числа и расположения надстроек стремятся прежде
всего полнее использовать грузоподъемность судна
(количество вмещаемого груза в тоннах), ускорить
погрузочно-разгрузочные работы и сохранить осадки носом и
кормой одинаковыми (создать осадку на ровный киль).
Сухогрузные суда. Большинство грузов, перевозимых
водой, — сухие, поэтому общая грузовместимость (объем
помещений для груза) всех сухогрузных судов мира
составляет около 2/3 грузовместимости всех транспортных
судов. Сухогрузные суда перевозят генеральные грузы, руду,
уголь, зерно, цемент, лес и т. п.
Суда для генеральных грузов. На таких судах стремятся
делать как можно больше (до семи) грузовых трюмов
15