ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
А. Некрасов и Н. Толмачев.   Флот юных техников


ветре, его приходится учить с азов, а другому скомандуют:

«Отдай якорь!». Он уже не спросит: «Кому?» А ответит:

«Есть—отдать якорь». И сбросит за борт.

Эти начальные знания парусного дела лучше всего получить так: построить модель парусной яхты и где-нибудь в озерке, в речке или даже в большой луже попробовать пускать ее и с там и с другим ветром, и так и этак «положив нуля».

Построить яхту не трудно. Корпус делается так же, как и корпуса других моделей, по чертежам. Только яхта, как мы уже говорили, должна быть очень остойчива, поэтому снизу к килю привинчивается широкая пластинка, на нижнем конце которой укрепляется свинцовый груз—бульб-киль. Вульб-киль можно отковать или отлить из свинца. Но он служит яхте не только для о(т)стойчивости, у него есть еще одна важная для парусного судна обязанность. Когда ветер дует в корму, тогда можно бы обойтись и без киля, но такого ветра не скоро дождешься. Гораздо чаще приходится итти с боковым. А боковой ветер сбивает яхту в сторону. Вот киль и служит для того, чтобы

задержать этот боковой снос, или, как говорят, дрейф. Киль у яхты—это все равно, что острый конек на льду: вперед он идет, как по маслу, а вбок его никак, не сдвинешь.

Палубу у яхты нужно хорошенько пригнать и после окончательной установки замазать пазы между бортами и палубой шпаклевкой и хорошенько закрасить. Яхта при сильном баковом ветре иногда совсем ложится на борт, так что погружается даже часть палубы.

И мачту придется прикрепить на яхте не так, как мы кропили ее на других моделях. На самом дне яхты, на киле, нужно привинтить маленькую деревянную колодочку с квадратной дыркой. Эта дырка, в которую вставляется нижний конец мачты, называется степс. А конец мачты, тоже срезанный на квадрат, называется шпор. И длина мачты будет побольше, чем на других моделях. Если модель яхты будет длиной в метр, то мачту придется сделать в метр и двадцать сантиметров. Мачту на яхте надо хорошенько укрепить. Чтобы укрепить ее, от верхушки—топа мачты—идут две прочные металлические ванты, сделанные из волосков электрического провода. На нос и на корму яхты идут два таких же штага. Для закрепления вант и штагов на носу и на корме делаются



112

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2023
след.