А. Некрасов и Н. Толмачев. Флот юных техников
|
время делали из веток, обтягивали их кожей и обмазывали
жиром и смолой.
Вот такой человек, который вез на себе лодку, и был
первым буксиром.
Но, оказывается, не нужно заглядывать так далеско в
историю, чтобы увидеть человека, заменяющего судовой
двигатель. Еще очень недавно, лет пятьдесят назад, по
беретам Волги вниз и вверх шли оборванные измученные люди —
бурлаки. На плечах у них были прилажены лямки, которые
сходились все вместе к бечеве. А бечева была привязана
к носу тяжелой баржи, груженой зерном или другим
грузом. Баржи с запряженными в них бурлаками были в
то время самым дешевым и самым выгодным транспортом в России.
Но как ни дешев был бурлацкий труд, все-таки хозяевам
судов и он казался слишком дорогим. Попробовали заменить
людей лошадьми, по лошади оказались еще дороже бурлаков.
Тогда попробовали сделать по-другому: завозили на лодке
якорь вперед баржи, а конец якорного каната накручивали
на ворот, установленный посередине баржи. Ворот вертели лошади.
Но и это оказалось невыгодным.
Тогда заменили людей паровой машиной. Но и эта машина
не смогла тягаться с бурлаками. Машина была слабая,
часто ломалась, а завозка якоря занимала много времени.
И только с тех пор, как на Волгу попал настоящий колесный
пароход с машиной в семьсот пятьдесят сил,
пар, наконец, победил людей. Пароход не бунтовал, не просил
есть, проходил по любым местам и вместо одной баржи
возил за собой целые караваны или возы, как называют на Волге.
Этот буксирный пароход был первым пароходом в
России и долгое время других пароходов у нас не было.
И до сих пор на реках нашего Союза маленькие, невзрачные
на вид пароходы перевозят гораздо больше грузов
и имеют гораздо большее значение для транспорта, чем
трехпалубные красавцы — пассажирские и почтовые пароходы и теплоходы.
На самый буксирный пароход много груза не доложишь.
85
|
|
|
© ReSim Laboratory 2006-2023 |
|
|