ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
А. Некрасов и Н. Толмачев.   Флот юных техников


время делали из веток, обтягивали их кожей и обмазывали жиром и смолой.

Вот такой человек, который вез на себе лодку, и был первым буксиром.

Но, оказывается, не нужно заглядывать так далеско в историю, чтобы увидеть человека, заменяющего судовой двигатель. Еще очень недавно, лет пятьдесят назад, по беретам Волги вниз и вверх шли оборванные измученные люди — бурлаки. На плечах у них были прилажены лямки, которые сходились все вместе к бечеве. А бечева была привязана к носу тяжелой баржи, груженой зерном или другим грузом. Баржи с запряженными в них бурлаками были в то время самым дешевым и самым выгодным транспортом в России.

Но как ни дешев был бурлацкий труд, все-таки хозяевам судов и он казался слишком дорогим. Попробовали заменить людей лошадьми, по лошади оказались еще дороже бурлаков.

Тогда попробовали сделать по-другому: завозили на лодке якорь вперед баржи, а конец якорного каната накручивали на ворот, установленный посередине баржи. Ворот вертели лошади.

Но и это оказалось невыгодным.

Тогда заменили людей паровой машиной. Но и эта машина не смогла тягаться с бурлаками. Машина была слабая, часто ломалась, а завозка якоря занимала много времени.

И только с тех пор, как на Волгу попал настоящий колесный пароход с машиной в семьсот пятьдесят сил, пар, наконец, победил людей. Пароход не бунтовал, не просил есть, проходил по любым местам и вместо одной баржи возил за собой целые караваны или возы, как называют на Волге.

Этот буксирный пароход был первым пароходом в России и долгое время других пароходов у нас не было.

И до сих пор на реках нашего Союза маленькие, невзрачные на вид пароходы перевозят гораздо больше грузов и имеют гораздо большее значение для транспорта, чем трехпалубные красавцы — пассажирские и почтовые пароходы и теплоходы.

На самый буксирный пароход много груза не доложишь.



85

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2023
след.