А. Некрасов и Н. Толмачев. Флот юных техников
|
фитом. Конец вала стачивается, на него надевается гребной
вал и закрепляется гайкой.
Паровые турбины устанавливаются только на винтовых
пароходах. Передача вращения от турбины к винту делается
так же, как у паровой машины.
Паровые машины работают по многу лет, легко выносят
всякие толчки, удары, незначительные повреждения и вообще
являются очень надежными двигателями. Однако у
всех паровых машин, и у турбин в том числе, есть один
большой недостаток: для работы паровых машин нужен
пар, значит, нужны тяжелые котлы и большой запас топлива.
Мало топлива, — паровые машины все время требуют
воды. Чего бы, кажется проще: просверлил дырку в борту,
поставил трубку и наполняй котлы хоть с верхом. На реке
так и делают; но морская вода для котлов не годится.
В морской воде много соли, соль оседает на стенках и
очень быстро заполняет весь котел.
Вот и выходит, что пароход часть своей грузоподъемности
тратит бесполезно, чтобы возить топливо, воду и
котлы. А ледоколы, на которых стоят мощные машины — те
на две трети, а то и больше забиваются углем. Бывает и
так: собирается ледокол в дальний рейс, и тогда набивают
углем не только грузовые трюмы, но и каюты, и столовые,
и палубу. Правда, теперь часто стали применять в качестве
топлива для паровых котлов не уголь, а нефть; но и
это не намного устраняет основной недостаток паровых установок.
Поэтому с тех пор, как появились на свете нефтяные
двигатели — дизеля, стали пытаться приспособить их и для
судов. Это удалось не сразу. Нефтяные двигатели были ненадежны,
часто ломались в море и так же, как паровые
двигатели, имели один большой недостаток, правда, совсем
другого рода. Паровая машина может работать и задним
и передним ходом, а нефтяной двигатель перевести на
задний ход не так просто. И вот, пока не придумали надежные,
сильные и удобные нефтяные двигатели, теплоходов
было очень мало. Но теперь научились строить такие
машины, и поэтому с каждым годом все больше и больше
теплоходов плавает по морям и по рекам.
Но там, где не нужно особенно большой силы — на маленьких
катерах и лодтах — там нефтяные, керосиновые
73
|
|
|
© ReSim Laboratory 2006-2023 |
|
|