ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
А. Некрасов и Н. Толмачев.   Флот юных техников


фитом. Конец вала стачивается, на него надевается гребной вал и закрепляется гайкой.

Паровые турбины устанавливаются только на винтовых пароходах. Передача вращения от турбины к винту делается так же, как у паровой машины.

Паровые машины работают по многу лет, легко выносят всякие толчки, удары, незначительные повреждения и вообще являются очень надежными двигателями. Однако у всех паровых машин, и у турбин в том числе, есть один большой недостаток: для работы паровых машин нужен пар, значит, нужны тяжелые котлы и большой запас топлива.

Мало топлива, — паровые машины все время требуют воды. Чего бы, кажется проще: просверлил дырку в борту, поставил трубку и наполняй котлы хоть с верхом. На реке так и делают; но морская вода для котлов не годится. В морской воде много соли, соль оседает на стенках и очень быстро заполняет весь котел.

Вот и выходит, что пароход часть своей грузоподъемности тратит бесполезно, чтобы возить топливо, воду и котлы. А ледоколы, на которых стоят мощные машины — те на две трети, а то и больше забиваются углем. Бывает и так: собирается ледокол в дальний рейс, и тогда набивают углем не только грузовые трюмы, но и каюты, и столовые, и палубу. Правда, теперь часто стали применять в качестве топлива для паровых котлов не уголь, а нефть; но и это не намного устраняет основной недостаток паровых установок.

Поэтому с тех пор, как появились на свете нефтяные двигатели — дизеля, стали пытаться приспособить их и для судов. Это удалось не сразу. Нефтяные двигатели были ненадежны, часто ломались в море и так же, как паровые двигатели, имели один большой недостаток, правда, совсем другого рода. Паровая машина может работать и задним и передним ходом, а нефтяной двигатель перевести на задний ход не так просто. И вот, пока не придумали надежные, сильные и удобные нефтяные двигатели, теплоходов было очень мало. Но теперь научились строить такие машины, и поэтому с каждым годом все больше и больше теплоходов плавает по морям и по рекам.

Но там, где не нужно особенно большой силы — на маленьких катерах и лодтах — там нефтяные, керосиновые



73

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2023
след.