ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
А. Некрасов и Н. Толмачев.   Флот юных техников


кие мачты называются сухими. Единственные снасти, которые поддерживают мачта, это ванты и штаги, между которыми нет никаких выбленок. Для того чтобы подняться на мачту, к ней приделан металлический трал. У больших пароходов этот трап помещается внутри мачты.

Мачты современного парохода выполняют три обязанности: они несут огни, поддерживают антенну, а главное - помогают грузить судно.

Для погрузки судна сделаны специальные приспособления — стрелы (рис. 40).

Грузовая стрела — это длинное прочное бревно, конец которого специальным шарниром укреплен у основания мачты, а другой конец поддерживается на весу особыми талями, которые называются топенантами. Для крепления топенантов на мачте устраивается маленький салинг. Подтягивая и ослабляя топенанты, можно поставить стрелу более или менее наклонно.

Вдоль стрелы проходит трос. Один конец его через блок наверху стрелы идет к грузу, а другой от низа стрелы тоже через блок направляется к грузовой лебедке и накручивается на ее барабан.

Когда надо поднять груз, поворачивают стрелу так, чтобы ее верхний конец был над грузом, лежащим на пристани, привязывают груз к канату и начинают вращать барабан лебедки.

Он наматывает на себя канат, и груз поднимается. Затем стрелу поворачивают, чтобы висящий на канате груз оказался над грузовым люком, и крутят барабан лебедки в обратную сторону, пока груз не опустится в глубину трюма. Конец, на котором поднимают груз, называется шкентелем.

Повороты стрелы производятся при помощи оттяжек. Рабочий радиус поворота стрелы, или вынос стрелы зави-



58

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2023
след.