кие мачты называются сухими. Единственные снасти, которые
поддерживают мачта, это ванты и штаги, между которыми
нет никаких выбленок. Для того чтобы подняться на
мачту, к ней приделан металлический трал. У больших
пароходов этот трап помещается внутри мачты.
Мачты современного парохода выполняют три обязанности:
они несут огни, поддерживают антенну, а главное - помогают
грузить судно.
Для погрузки судна сделаны специальные приспособления — стрелы (рис. 40).
Грузовая стрела — это длинное прочное бревно, конец
которого специальным шарниром укреплен у основания
мачты, а другой конец поддерживается на весу
особыми талями, которые называются топенантами.
Для крепления топенантов на мачте устраивается маленький салинг.
Подтягивая и ослабляя топенанты, можно поставить стрелу более или
менее наклонно.
Вдоль стрелы проходит трос. Один конец его через блок наверху стрелы
идет к грузу, а другой от низа стрелы тоже через
блок направляется к грузовой лебедке и накручивается на ее барабан.
Когда надо поднять груз, поворачивают стрелу так, чтобы
ее верхний конец был над грузом, лежащим на пристани,
привязывают груз к канату и начинают вращать барабан лебедки.
Он наматывает на себя канат, и груз поднимается. Затем
стрелу поворачивают, чтобы висящий на канате груз оказался
над грузовым люком, и крутят барабан лебедки в обратную
сторону, пока груз не опустится в глубину трюма.
Конец, на котором поднимают груз, называется шкентелем.
Повороты стрелы производятся при помощи оттяжек.
Рабочий радиус поворота стрелы, или вынос стрелы зави-
58