ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
А. Некрасов и Н. Толмачев.   Флот юных техников


до первой надставки. Дальше идет стеньга, а еще дальше брамстеньга и т. д. (рис. 39). На многих парусных судах до сих пор остались деревянные мачты со стеньгами, брам-стеньгами и т. д.

Зато на пароходах и теплоходах редко когда увидишь мачту со стеньгой. Мачты на современных пароходах обычно делаются металлические, из толстой стальной трубы, и деревянная стеньга вставляется в эту трубу так, что ее не отличишь от мачты.

Если сами мачты отличаются друг от друга, то еще больше отличается их оснастка или расположение тросов, которыми они укреплены на палубе.

На парусных судах мачты окружены паутиной концов, причем на первый взгляд кажется, что в этой паутине царит путаница и неразбериха. Однако это неверно.

У каждого троса или снасти, как говорят моржи, есть свое назначение, свое место и свое название. От фальшбортов к верхушкам мачт на парусниках поднимаются прочные стальные концы — ванты и штаги, между которыми привязаны стустеньки-выбленки. Там, где мачта соединяется со стеньгой, стеньга с брамстеньгой и т. д., устроены целые площадки — салинги. На кораблях с прямыми парусами поперек мачт подвешены реи.

Ничего этого нет на мачтах пароходов. Обычно пароходные мачты снизу доверху идут ровным голым столбом. Та-



57

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2023
след.