Можно сделать вьюшки и проще, так же как и лебедки, о
которых мы расскажем дальше.
Кнехты делаются из шурупов с круглой головкой. Закругление
с прорезью спиливаются; чтобы головка получалась плоская,
и кнехты привинчиваются через алюминиевую планку в нужных
местах к палубе (рис. 30). Кнехты для крупных моделей можно
сделать из патронных гильз.
Швартовые клюзы, как и якорные, делаются из сапожных блочков.
Для киповых планок берется алюминиевая полоска, загибается,
как показано на рис. 34, и привинчивается винтом к палубе или фальшборту.
Шлюпочное устройство. На больших судах обязательно
должно быть несколько шлюпок. Они могут понадобиться
для спасения экипажа в случае гибели судна, а также для
сообщения с берегом, если судно остановилось не у пристани, а на рейде.
На больших судах шлюпки помещаются на специальной
шлюпочной палубе — ботдеке.
Чтобы шлюпки не сваливались с этой палубы во время
качки, они устанавливаются на особые подставки — киль-блоки
(рис. 35), сделанные по форме наружных обводов лодок. На
каждую лодку полагается два кильблока. Одна
половина кильблоков укреплена неподвижно, а другая,
обращенная к борту, откидывается на петлях, когда надо
спускать шлюпку (рис. 36).
54