А. Некрасов и Н. Толмачев. Флот юных техников
|
нимешь одним пальцем. А на больших судах цепи тяжелые.
Там они бывают до шестисот метров длины, и на конце
такой цепи—тяжелый якорь.
Если все матросы возьмутся тащить такую цепь, им
все равно ее не вытащить.
Брашпиль, штопор и клюзы. На судах якоря подни
мают, конечно, не матросы. Там для подъема якоря устроено
особое приспособление — брашпиль. Находится этот
брашпиль на носу судна.
На небольших судах брашпили очень похожи на те лебедки,
которыми маляры поднимают ящики при окраске высоких домов.
Как и в лебедке, в брашпиле самая главная часть—это барабан.
Только в лебедках канат наматывается на барабан,
как нитка на катушку, а в брашпиле цепь только раз перекинута
через барабан, но зато на самом барабане сделаны углубления
по форме звеньев каната, которые не позволяют ему скользить.
Есть еще одна существенная разница между лебедкой и
брашпилем: у лебедки шестерня и барабан намертво соединены
друг с другом, а у брашпиля барабан и шестерня посажены
на одну ось, причем шестерня закреплена на
оси намертво, а барабан можно закрепить на оси, а можно
и освободить, т. е. сделать так, чтобы он вертелся свободно.
Понятно, для чего это сделано. Ведь маляры поднимают
и опускают свои ящики довольно медленно, а якорь прихо-
46
|
|
|
© ReSim Laboratory 2006-2023 |
|
|