ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
А. Некрасов и Н. Толмачев.   Флот юных техников


нимешь одним пальцем. А на больших судах цепи тяжелые.

Там они бывают до шестисот метров длины, и на конце такой цепи—тяжелый якорь.

Если все матросы возьмутся тащить такую цепь, им все равно ее не вытащить.




Брашпиль, штопор и клюзы. На судах якоря подни мают, конечно, не матросы. Там для подъема якоря устроено особое приспособление — брашпиль. Находится этот брашпиль на носу судна.

На небольших судах брашпили очень похожи на те лебедки, которыми маляры поднимают ящики при окраске высоких домов.

Как и в лебедке, в брашпиле самая главная часть—это барабан.

Только в лебедках канат наматывается на барабан, как нитка на катушку, а в брашпиле цепь только раз перекинута через барабан, но зато на самом барабане сделаны углубления по форме звеньев каната, которые не позволяют ему скользить.

Есть еще одна существенная разница между лебедкой и брашпилем: у лебедки шестерня и барабан намертво соединены друг с другом, а у брашпиля барабан и шестерня посажены на одну ось, причем шестерня закреплена на оси намертво, а барабан можно закрепить на оси, а можно и освободить, т. е. сделать так, чтобы он вертелся свободно.

Понятно, для чего это сделано. Ведь маляры поднимают и опускают свои ящики довольно медленно, а якорь прихо-



46

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2023
след.