А. Некрасов и Н. Толмачев. Флот юных техников
|
Кроме этих основных частей набора, в настоящих кораблях
есть еще другие части.
Поверх киля, после того как набраны шпангоуты, прибивается
продольный брусок — кильсон. Изнутри корабля
шпангоуты соединены между собой продольными брусьями —
стрингерами. Наверху концы шпангоутов соединены
поперечными брусьями — бимсами, на которые настилается
палуба. Для поддержки палубы и бимсов поставлены
вертикальные брусья — пилерсы.
Эти части набора придают кораблю необходимую прочность.
У деревянных судов скелет делается из выдержанного
дерева и снаружи обшивается деревянными досками. У
металлических судов вместо деревянных брусьев на набор
идут стальные балки, а снаружи суда обшиваются стальными
листами, собранными на заклепках или сваренными электросваркой.
Для настоящего корабля набор — это почти все. Сделаешь
набор непрочно, — судно развалится; сделаешь неправильно, —
судно плохо будет держаться на воде, плохо
ходить, плохо поворачиваться.
Поэтому основными чертежами, по которым строится
судно, являются чертежи набора.
И уже несколько веков во всех странах, на всех верфях,
все корабельные мастера эти основные чертежи делают по
определенному твердо установленному порядку.
Самое главное для судна — это форма. А форма, как
мы видели, придается судну шпангоутами. Поэтому и в
чертеже корабля самое важное — чертежи шпангоутов.
Можно каждый шпангоут вычертить отдельно. При постройке
судна это так и делается, но пока судно не построено,
а только задумано, пока выбирается форма судна,
такие чертежи заняли бы очень много места. Поэтому поступают
так: чертят не весь шпангоут, а только половину,
от киля до борта; ведь вторая половина шпангоута в точности
должна повторять первую половину, иначе судно
получится кособоким. Значит, и чертить эту вторую половину не нужно.
Но даже чертежи половины шпангоутов заняли бы много
места. А ведь шпангоуты у корабля не одинаковые: одни
больше, другие меньше, одни шире, другие уже. Обычно
самый широкий шпангоут стоит по середине киля, и если
29
|
|
|
© ReSim Laboratory 2006-2023 |
|
|