ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
А. Некрасов и Н. Толмачев.   Флот юных техников


пробоину только случайно, а военный корабль во время боя почти обязательно получает не одну, а даже несколько пробоин. И бывает так, что снаружи все борта превращены уже в решето, а корабль, все-таки плывет, потому что во внутренних отсеках сохранился еще запас пловучести.

ОСТОЙЧИВОСТЬ

Второе очень важное свойство всякого судна — его остойчивость. Остойчивостью называется стремление судна возвратиться к своему первоначальному прямому положению, если оно было накренено на бок, какой-либо силой.

Ведь кораблю мало плавать, — надо еще плавать так, чтобы не опрокидываться.

Бревно тоже плавает, — а попробуй — встань на него, оно сразу перевернется и сбросит тебя в воду. Значит, дело не только в пловучести, а еще и в форме судна и в распределении на нем груза.

Хорошее, правильно погруженное судно должно стоять на воде прямо. Мало того. В случае, если волна, ветер, удар или еще какая-нибудь причина наклонит судно, оно должно вернуться назад в прямое положение.

Остойчивость судна зависит главным образом от трех причин: от ширины судна, высоты надводного борта и положения центра тяжести судна.

Чем больше запас пловучести судна и высота его надводного борта, тем больше будет и остойчивость судна или, как говорят, запас его остойчивости.

Теперь представим себе, что на палубу нашего судна мы поместили какой-то груз. Если мы перенесем этот груз ближе к правому борту, — судно наклонится или, как говорят, получит крен направо. Перенесем груз на левый борт — судно накренится налево. Если груз передвинуть ближе к носу, судно получит наклон на нос или, как говорят мо- ряки, диферент на нос. Если передвинуть груз на корму, судно получит диферент на корму. И только в том случае, если груз будет стоять на середине палубы, судно будет держаться на воде ровно.

Попробуем разобраться, как будет влиять этот груз на остойчивость судна. Мы знаем, что груз всегда стремится к центру земли и таким образом давит сверху вниз. Значит, если мы поместим груз в центре палубы (рис. 3а) и на-



14

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2023
след.