ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
А. Некрасов и Н. Толмачев.   Флот юных техников


Эта линия показывает осадку парохода при среднем грузе. Очень часто эту линию называют водяной линией, или ватерлинией. Но это неверно. Ведь пароход может плавать и без груза и с половинных грузом, поэтому в зависимости от нагрузки он будет погружаться в воду больше или меньше. И как бы глубоко или мелко ни сидел пароход, поверхность окружающей воды будет соприкасаться с его бортами по какой-то горизонтальной линии.

Вот эта линия и есть настоящая ватерлиния. Но отметить ее нельзя, потому что она может быть и выше и ниже, в зависимости от осадки. При погрузке достаточно следить за тем, чтобы ватерлиния парохода или другого судна не поднималась выше грузовой марки.

Конечно, грузовая марка ставится на такой высоте, что над ней остается еще порядочная часть борта. Эта часть борта называется надводным бортом и по правилам не должна быть меньше одной восьмой ширины судна.

На самом деле можно погрузить судно и выше грузовой марки; оно не потонет до тех пор, пока не погрузится по верхние края бортов. Но тогда нельзя уже будет прибавить ни килограмма груза. А в море, в плавании, очень часто бывают неожиданности: поднимется шторм, бросит на палубу гору воды, сразу нагрузка парохода увеличится — увеличится на сотни тонн. Или вдруг появится течь, вода попадет внутрь корабля, в трюмы — нагрузка увеличится и в этом случае. Обмерзнет палуба в мороз — то же самое. Значит, нужно иметь какую-то пловучесть в запасе.

Вот то количество воды, которое может вытеснить надводная часть судна, от ватерлинии до кромки бортов, и называется запасом пловучести. Поэтому чем выше надводная часть корпуса судна, тем больше запас пловучести судна и тем плаванье на нем безопаснее.

Но как бы ни был велик запас пловучести, при большой пробоине вода все равно очень быстро потопила бы судно, и оно пошло бы ко дну. Поэтому современные большие суда разделяются вдоль и поперек водонепроницаемыми перегородками. Получит судно пробоину, одна часть его, один отсек, наполнится водой, а остальные части, куда вода не попала, не дают ему утонуть. Такие перегородки есть и на грузовых пароходах, но их немного.

А военные корабли все разбиты на небольшие отсеки. Понятно, почему это. Грузовой пароход может получить



13

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2023
след.