1. Ванты накладывают на топы мачт и стеньг. На одной высоте
в конце вант ввязывают юферсы, которые тянутся талрепами с
юферсами, укрепленными на русленях или марсах, после этого
выбленочными узлами вяжутся выбленки. Такой метод рекомендуют
для моделей размером более 500 мм.
2. На гладкой доске вычерчивают ванты правого и левого борта
с учетом наклона от русленей к топу мачты и от марса к топу
стеньги. На те места, где должны быть (по чертежу) ввязаны
юферсы, вбивают гвозди. Между вершиной и нижними гвоздями
натягивают ванты, поперек дощечки обматывают нитки, которые должны
быть тоньше вант и имитировать выбленки (см. рисунок). Тонкой
проволокой берут каплю эмалита и капают на места соединения
выбленок с вантами. Дав эмалиту высохнуть (2-3 часа), острой
бритвой обрезают излишки ниток у гвоздей, затем аккуратно снимают
готовую ванту с дощечки. Сняв ванту, ввязывают нижние юферсы.
Паруса. Паруса к моделям обычно шьют из батиста, поплина
или делают из тонкого перкаля. Паруса всех описанных в книге
кораблей имели светло-серый, почти белый цвет, поэтому и для
моделей предпочтительнее изготовлять паруса белого цвета.
По всем шкаторинам паруса обшивают. На углах парусов делают
петли или кренгельсы. На парусах нашивают риф-банты и риф-сезни.
Если моделист на настольной модели хочет сделать паруса, как
бы наполненные ветром, то для этого парус следует хорошо
накрахмалить, подвесить за четыре угла и насыпать в него сухой песок.
Чтобы песок не пристал к влажной поверхности, между ним и тканью
прокладывают целлофан или марлю. Когда парус высохнет,
целлофан с песком снимают.
Последовательность установки мачт и стоячего такелажа.
Желательно установить следующий порядок:
1. На модель устанавливают бушприт, который крепят к
княвдигеду тросовым или металлическим ватер-вулингом;
2. На модель устанавливают колонны мачт;
3. Накладывают огоны нижних вант, сначала первую пару с
правого борта, затем первую пару с левого борта и т. д.; после этого
тянут ванты. Талрепы тянут между юферсами, основанными на
русленях и укрепленными вант-путенсами;
4. На фок- и грот-мачту накладывают двойные штаги, на бизань-мачте
штаг одинарный. Штаги огонами надевают на топы мачт.
Фока-штаг и фока-лось-штаг тянут талрепами на бушприте. Грота-штаг
и грота-лось-штаг с двух сторон обходят фок-мачту, талрепами
тянутся на бак или закреплены у фок-мачты. Бизань-штаг одинарный,
но у грот-мачты раздваивается на лапки, которые крепят по
бокам грот-мачты;
5. Крепят стеньги и тянут стень-штаги и стень-ванты;
6. Тянут стень-фордуны талрепами, основанными между юферсами;
7. Крепят брам-стеньги;
90