ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
М.А. Михайлов     От корабля к модели


стеньга. Соединяют стеньги с брам-стеньгами, но вместо марсовых площадок ставят салинги - рамы, состоящие из продольных и поперечных брусьев (лонго-салингов и краспиц).

Собирая мачту с ее продолжениями, желательно придерживаться следующего порядка: колонну мачты установить на палубе модели; к мачте на уровне квадратного сечения топа с двух сторон приклеить чиксовые кницы, на них наложить лонга-салинги, служащие опорой для краспиц и окладных брусьев. На образовавшуюся в результате марсовую площадку укладывают настил.

На стеньгу крепят чиксы, служащие опорой лонга-салингов, поперек которых накладывают краспицы. Длина грот-мачты определяется длиной корабля, сложенной с его шириной и разделенной на два. Длина грота-рея равняется двойной ширине корабля плюс '/10 ширины корабля. Это определение относительно, в разные времена длина мачт бывала различной. Реи делаются круглыми, веретенообразными, равномерно сужающимися к нокам. У ноков делаются уступы для набивки пертов, топенант-блоков, брас-блоков и блоков для гарделей.

Вооружая рей, нужно помнить, что рей имеет подушку бейфута, бейфут, леер, к которому пришнуровывается сезнями парус, и подпертки, которые через равные промежутки поддерживают перты.

Блоки и юферсы. На старинных парусных судах для тяги вант и стоячего такелажа применялись круглые деревянные блоки без шкивов, с тремя сквозными отверстиями, через которые тянулись талрепы. Эти блоки называются юферсами.

Делать юферсы следует из твердого дерева: бука, граба, дуба или ясеня. Желательно вытачивать цилиндрические заготовки на токарном станке. Разметив нужное количество юферсов, трехгранным надфилем по окружности делают неглубокие пазы для вант и вант-путенсов, после этого лобзиком нарезают юферсы. Тонким сверлом высверливают три отверстия. Юферсы не красят, их покрывают лаком и укрепляют на русленях после покраски модели. Юферсы для марсов и стень-вант делаются меньшего размера, чем юферсы для основных вант.

Блоки, как и юферсы, являются составной частью такелажа. Они имеют различную форму и назначение. Техника их изготовления такая же, как и юферсов.

Стоячий и бегучий такелаж. Стоячий и бегучий такелаж модели делают из суровых льняных ниток или крученой капроновой лески. Чем выше расположен стоячий такелаж, тем он должен быть тоньше. Весь стоячий такелаж черного цвета, а бегучий - светло-коричневый или желтый. К стоячему такелажу относятся все тросы и снасти, служащие для укрепления частей рангоута: ванты, штаги, бакштаги и фордуны. Основная сложность, с которой приходится сталкиваться при изготовлении стоячего такелажа,- это сделать ванты правильно и красиво. Наиболее распространены два способа изготовления вант.



89

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2019
след.