стеньга. Соединяют стеньги с брам-стеньгами, но вместо марсовых
площадок ставят салинги - рамы, состоящие из продольных и
поперечных брусьев (лонго-салингов и краспиц).
Собирая мачту с ее продолжениями, желательно придерживаться
следующего порядка: колонну мачты установить на палубе модели;
к мачте на уровне квадратного сечения топа с двух сторон
приклеить чиксовые кницы, на них наложить лонга-салинги,
служащие опорой для краспиц и окладных брусьев. На образовавшуюся
в результате марсовую площадку укладывают настил.
На стеньгу крепят чиксы, служащие опорой лонга-салингов,
поперек которых накладывают краспицы. Длина грот-мачты
определяется длиной корабля, сложенной с его шириной и разделенной
на два. Длина грота-рея равняется двойной ширине корабля плюс
'/10 ширины корабля. Это определение относительно, в разные
времена длина мачт бывала различной. Реи делаются круглыми,
веретенообразными, равномерно сужающимися к нокам. У ноков
делаются уступы для набивки пертов, топенант-блоков, брас-блоков и
блоков для гарделей.
Вооружая рей, нужно помнить, что рей имеет подушку бейфута,
бейфут, леер, к которому пришнуровывается сезнями парус,
и подпертки, которые через равные промежутки поддерживают
перты.
Блоки и юферсы. На старинных парусных судах для тяги вант
и стоячего такелажа применялись круглые деревянные блоки без
шкивов, с тремя сквозными отверстиями, через которые тянулись
талрепы. Эти блоки называются юферсами.
Делать юферсы следует из твердого дерева: бука, граба, дуба
или ясеня. Желательно вытачивать цилиндрические заготовки на
токарном станке. Разметив нужное количество юферсов, трехгранным
надфилем по окружности делают неглубокие пазы для вант и
вант-путенсов, после этого лобзиком нарезают юферсы. Тонким
сверлом высверливают три отверстия. Юферсы не красят, их покрывают
лаком и укрепляют на русленях после покраски модели.
Юферсы для марсов и стень-вант делаются меньшего размера, чем
юферсы для основных вант.
Блоки, как и юферсы, являются составной частью такелажа.
Они имеют различную форму и назначение. Техника их
изготовления такая же, как и юферсов.
Стоячий и бегучий такелаж. Стоячий и бегучий такелаж модели
делают из суровых льняных ниток или крученой капроновой лески.
Чем выше расположен стоячий такелаж, тем он должен быть тоньше.
Весь стоячий такелаж черного цвета, а бегучий - светло-коричневый
или желтый. К стоячему такелажу относятся все тросы и
снасти, служащие для укрепления частей рангоута: ванты, штаги,
бакштаги и фордуны. Основная сложность, с которой приходится
сталкиваться при изготовлении стоячего такелажа,- это сделать
ванты правильно и красиво. Наиболее распространены два способа
изготовления вант.
89