проволоку, пластмассы, латунь, свинец, оргстекло. Методы
изготовления шлюпбалок также различны, поскольку каждый материал
требует своей обработки. Шлюпбалку из свинца и пластмассы делают
так же, как и пушки, то есть в гипсовой форме. Шлюпбалки можно
выточить из меди или латуни, на токарном станке с последующим
выгибанием под нужным углом или вырезать из оргстекла.
Вылет шлюпбалок делается с таким расчетом, чтобы шлюпки
можно было спустить на воду при крене 10°.
В том случае, если шлюпбалки стоят на спардеке или мостиках,
они опираются на палубу своей нижней частью, которая называется
стандерсом.
Существует несколько систем шлюпбалок: поворотные,
заваливающиеся, гравитационные и т. д.
На многих кораблях Советского Военно-Морского Флота вместо
шлюпбалок устанавливают стрелы или краны.
Под каждой шлюпкой устанавливают по два кильблока на
расстоянии '/4 ее длины от форштевня до ахтерштевня.
Органическое стекло, целлулоид, фанера, жесть и другие
материалы пригодны для .изготовления рубок и надстроек.
По чертежу общего вида вырезают стенки рубки, у которых в
нужных местах высверливают отверстия для иллюминаторов, а затем
приступают к склеиванию. Оргстекло клеится дихлорэтановым клеем,
целлулоид - ацетоном. В том случае, если рубка или надстройка
не имеют острых углов, стены рубки можно изогнуть на круглом
стержне, зажатом в тисках. Для этого оргстекло необходимо
разогреть на слабом огне, а целлулоид - в горячей воде.
После склейки и обработки напильниками (или наждачной бумагой)
рубки и надстройки красят, а затем вклеивают изнутри
прозрачную пленку, имитирующую стекла иллюминаторов. С наружной
стороны приклеивают сами иллюминаторы, которые изготовляют
следующим образом. На гвоздь или любой другой металлический
стержень соответствующего диаметра наматывают латунную проволоку,
затем снимают с гвоздя и разрезают - получаются кольца,
имитирующие иллюминаторы.
В моделях новых боевых рубок военных кораблей прорезают
смотровые щели.
Все судовые и корабельные двери в рубке и надстройках имеют
комингс. Двери должны открываться по ходу судна, а дверная
ручка располагается ближе к корме.
Для получения леерного ограждения в гладкую дощечку вбивают
нужное количество гвоздей - по количеству лееров на модели
прототипа. К гвоздям привязывают одним концом медную или
латунную проволоку по масштабной толщине лееров. К свободным
концам проволоки привязывают грузы для того, чтобы проволока
при пайке была натянута. В нужных местах к проволоке припаивают
леерные стойки - отрезки медной или латунной проволоки,
несколько большего диаметра, чем леера. Затем леер окрашивают
в нужный цвет.
87