ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
М.А. Михайлов     От корабля к модели


размеров, лопастей. Лопасти, число которых колеблется от двух до шести, крепятся радиально на ступице винта. Узколопастные винты используют для скоростных кордовых моделей, широколопастные - для самоходных моделей-копий.

Основными элементами гребного винта являются диаметр, геометрический шаг, площадь и форма его лопастей.

Диаметр винта - это диаметр окружности, описываемой крайними точками лопастей. А путь, который проходит крайняя точка лопасти винта за один оборот вокруг осп, если рассматривать его как вращение болта по резьбе гайки, называется    г е о м е т р и ч е с к и м    ш а г о м. В действительности (разумеется, пропорционально масштабам) винт в воде за один оборот проходит меньший путь, чем болт в гайке.

Несколько слов о лопастях винта. Обе стороны их называются по-разному: та, что обращена к корме корабля - нагнетающая, другая сторона лопасти, обращенная к носу корабля - засасывающая. Чем меньшую мощность требует винт для своего вращения и чем большую мощность он отдает в виде упора, тем больше его коэффициент полезного действия (к. п. д.).

Та часть лопасти, которая соединяется со ступицей, называется краем.

Расчетами определено, что скорость хода корабля прямо пропорциональна величине лопастей. Моделисту, однако, надо помнить, что увеличение площади лопастей с целью повысить ходовые качества корабля имеет свой предел - при чрезмерном увеличении площади лопастей может случиться, что у двигателя не хватит мощности для его вращения, тогда резко снизится число оборотов и соответственно к. п. д. двигателя.

Гребные винты различаются и по направлению вращения. Винт правого вращения поворачивается по часовой стрелке, левого - против часовой стрелки (если смотреть с кормы в сторону носа корабля).

Для двигателей без редуктора с большим числом оборотов (3000-4500 в минуту) берутся обычно двух- и реже трехлопастные винты.

Существует правило, в соответствии с которым диаметр гребного винта не должен превышать 0,5-0,7 величины осадки модели корабля, а диаметр ступицы винта 0,2 величины диаметра винта. Параметры винта моделист рассчитывает исходя из образца, изображенного на чертеже модели, с незначительным допуском на увеличение или уменьшение его диаметра. Изменять количество лопастей не следует. Винты нужно делать такими, какими они изображены на чертеже корабля-прототипа.

Для моделей со средней скоростью винты подбирают с малым шагом, а для моделей с высокими скоростями (модели торпедных и ракетных катеров) больше подходят винты с большим шагом.

Гребные винты изготовляют разными способами. Простейший из них, наиболее подходящий для начинающих моделистов, состоит в



79

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2019
след.