ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
М.А. Михайлов     От корабля к модели


с кораблем. Любой осколок, попавший в сгружаемые боеприпасы, мог повлечь за собой огромной силы взрыв и детонацию боезапаса на крейсере. Огнем зенитчиков с крейсера и других судов 15 пикирующих бомбардировщиков были отогнаны, бомбы стали падать дальше. Но шестнадцатый вражеский самолет почти на бреющем полете дошел в атаку на "Красный Кавказ". На мостике стоял командир крейсера капитан 2 ранга А. М. Гущин и старшина сигнальщиков Сергеи Краковский с ракетницей в руке.

- Стреляй по стервятнику из ракетницы,- скомандовал командир.

Краковский выстрелил, и красный огненный шар полетел навстречу самолету. Нервы у пилота не выдержали, он отвернул в сторону, не зная, что это обыкновенная ракета, которая не могла причинить вреда самолету. И это принесло врагу погибель: отвернув, он попал под прицел крейсерских зениток, вспыхнул и ушел под воду.

Нелегко доставались победы над врагом "Красному Кавказу". Как-то, доставив в Феодосию боевую технику, крейсер подвергся налету нескольких десятков немецких пикирующих бомбардировщиков. Море кипело вокруг от разрывов бомб. На мостик поступают сведения из машинного отделения:

- В котельной номер четыре - вода!

- В отсеках вспомогательных механизмов - вода!

Прямым попаданием был разрушен ахтерштевень, крейсер осел на корму. Многочисленные пробоины закладывались чем попало:

в дело шли одеяла и матрацы, пробковые нагрудники, подушки и матросские бушлаты. Казалось бы, это конец, гибель славного судна в Феодосийской бухте неизбежна. Но крейсер вопреки всему все же дошел своим ходом до Туапсе, а потом на буксире до Поти. Генерал-лейтенант М. Ф. Куманин писал в своих мемуарах: "Увидев на рейде "Красный Кавказ", мы его не узнали. С разрушенными надстройками, осев кормой в воду, крейсер представлял страшную картину разрушения!"

Буксируемый "Красный Кавказ" корабли, стоявшие в Поти, встретили флажными сигналами, оркестром и гудками. Корабль-воин, корабль-труженик, как человек, нуждался в лечении и отдыхе. Его поставили на ремонт, который почти целиком был произведен силами экипажа крейсера.

3 апреля 1942 г. в Указе Президиума Верховного Совета СССР о присвоении особо отличившимся кораблям Военно-Морского Флота звания гвардейских первым был назван крейсер "Красный Кавказ".

За полтора года войны, с 1941 по 1943 гг., крейсер "Красный Кавказ" совершил 64 боевых похода под обстрелом и бомбежками врага. Каждый поход - это подвиг экипажа. Пройдено 18000 огненных миль.

За это время артиллерийским огнем крейсера уничтожено 16 вражеских батарей, два танка, пять батальонов пехоты, три самолета противника, перевезено более 60 тысяч войск и населения,



61

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2019
след.