с кораблем. Любой осколок, попавший в сгружаемые боеприпасы,
мог повлечь за собой огромной силы взрыв и детонацию боезапаса
на крейсере. Огнем зенитчиков с крейсера и других судов 15
пикирующих бомбардировщиков были отогнаны, бомбы стали падать
дальше. Но шестнадцатый вражеский самолет почти на бреющем полете
дошел в атаку на "Красный Кавказ". На мостике стоял командир
крейсера капитан 2 ранга А. М. Гущин и старшина сигнальщиков
Сергеи Краковский с ракетницей в руке.
- Стреляй по стервятнику из ракетницы,- скомандовал командир.
Краковский выстрелил, и красный огненный шар полетел
навстречу самолету. Нервы у пилота не выдержали, он отвернул в
сторону, не зная, что это обыкновенная ракета, которая не могла
причинить вреда самолету. И это принесло врагу погибель: отвернув,
он попал под прицел крейсерских зениток, вспыхнул и ушел
под воду.
Нелегко доставались победы над врагом "Красному Кавказу".
Как-то, доставив в Феодосию боевую технику, крейсер подвергся
налету нескольких десятков немецких пикирующих бомбардировщиков.
Море кипело вокруг от разрывов бомб. На мостик поступают
сведения из машинного отделения:
- В котельной номер четыре - вода!
- В отсеках вспомогательных механизмов - вода!
Прямым попаданием был разрушен ахтерштевень, крейсер осел
на корму. Многочисленные пробоины закладывались чем попало:
в дело шли одеяла и матрацы, пробковые нагрудники, подушки и
матросские бушлаты. Казалось бы, это конец, гибель славного судна
в Феодосийской бухте неизбежна. Но крейсер вопреки всему все
же дошел своим ходом до Туапсе, а потом на буксире до Поти.
Генерал-лейтенант М. Ф. Куманин писал в своих мемуарах: "Увидев
на рейде "Красный Кавказ", мы его не узнали. С разрушенными
надстройками, осев кормой в воду, крейсер представлял страшную
картину разрушения!"
Буксируемый "Красный Кавказ" корабли, стоявшие в Поти,
встретили флажными сигналами, оркестром и гудками. Корабль-воин,
корабль-труженик, как человек, нуждался в лечении и отдыхе.
Его поставили на ремонт, который почти целиком был произведен
силами экипажа крейсера.
3 апреля 1942 г. в Указе Президиума Верховного Совета СССР
о присвоении особо отличившимся кораблям Военно-Морского Флота
звания гвардейских первым был назван крейсер "Красный Кавказ".
За полтора года войны, с 1941 по 1943 гг., крейсер "Красный
Кавказ" совершил 64 боевых похода под обстрелом и бомбежками
врага. Каждый поход - это подвиг экипажа. Пройдено 18000 огненных миль.
За это время артиллерийским огнем крейсера уничтожено
16 вражеских батарей, два танка, пять батальонов пехоты, три
самолета противника, перевезено более 60 тысяч войск и населения,
61