Синопский бой явился последним большим сражением парусных
кораблей. Во время войны с турками в 1878-1879 гг., когда
русские моряки под командованием С. О. Макарова применили
шестовые мины, военные корабли были уже паровыми, хотя и несли
еще нередко парусное вооружение.
ВЕЧНЫМ ПРИМЕРОМ ПОТОМКАМ
Русских моряков прославили не только крупные сражения флотов
и эскадр под командованием прославленных флотоводцев. Высокие
боевые качества, безграничная верность долгу и любовь к
Родине помогали и экипажам небольших судов проявлять чудеса
храбрости, вступать в бой с более сильным противником и выходить
победителем или погибать со славою.
Так было с дубель-шлюпкой № 2 под командованием капитана
2 ранга X. И. Сакена. В 1788 г. во время русско-турецкой войны
наши войска под командованием генерал-поручика А. В. Суворова
стремительной атакой разгромили пятитысячный турецкий десант,
высадившийся на Кинбурнской косе. Дубель-шлюпка № 2 поддерживала
связь между крепостью Кинбурна и русской флотилией.
В связи с появлением значительных сил турецкого флота в устье
Днепровского лимана дубель-шлюпка получила приказ отойти в
глубь лимана, чтобы не оказаться отрезанной от основных своих сил.
При отходе в лиман дубель-шлюпка подверглась преследованию
30 турецких галер. Во время погони часть турецких судов отстала,
но наиболее быстроходные нагнали русских моряков. Сакен, видя
неизбежность схватки, отпустил находившуюся у него на буксире
шлюпку с 9 матросами и с флагом судна, приказав им уходить с
места боя.
Сблизившись, галеры противника сцепились на абордаж с судном
Сакена. Рукопашный бой шел на палубе дубель-шлюпки. Все
меньше остается защитников русского судна, а турки лезут и лезут
на палубу. Силы противника во много раз превосходят силы русских.
Убедившись в невозможности сопротивления, Сакен с факелом
бросается в крюйт-камеру. Взрыв потрясает воздух. Вместе с
дубель-шлюпкой гибнут турецкие галеры. При взрыве погиб Сакен
и экипаж. После этого случая турки больше не рисковали идти
на абордаж, даже располагая численным преимуществом.
Спустя четыре десятилетия 18-пушечный бриг "Меркурий"
совершил подвиг, вошедший в славную историю русского флота. В ночь
на 14 мая 1829 г. этот бриг под командованием капитан-лейтенанта
А. И. Казарского крейсировал у берегов Босфора. На рассвете
вахтенные обнаружили приближающиеся от оста (т. е. с востока) суда
противника в составе шести линейных кораблей, двух фрегатов, двух
корветов, брига и трех тендеров. Заметив русский бриг, противник
29