ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
М.А. Михайлов     От корабля к модели


Синопский бой явился последним большим сражением парусных кораблей. Во время войны с турками в 1878-1879 гг., когда русские моряки под командованием С. О. Макарова применили шестовые мины, военные корабли были уже паровыми, хотя и несли еще нередко парусное вооружение.

ВЕЧНЫМ ПРИМЕРОМ ПОТОМКАМ

Русских моряков прославили не только крупные сражения флотов и эскадр под командованием прославленных флотоводцев. Высокие боевые качества, безграничная верность долгу и любовь к Родине помогали и экипажам небольших судов проявлять чудеса храбрости, вступать в бой с более сильным противником и выходить победителем или погибать со славою.

Так было с дубель-шлюпкой № 2 под командованием капитана 2 ранга X. И. Сакена. В 1788 г. во время русско-турецкой войны наши войска под командованием генерал-поручика А. В. Суворова стремительной атакой разгромили пятитысячный турецкий десант, высадившийся на Кинбурнской косе. Дубель-шлюпка № 2 поддерживала связь между крепостью Кинбурна и русской флотилией. В связи с появлением значительных сил турецкого флота в устье Днепровского лимана дубель-шлюпка получила приказ отойти в глубь лимана, чтобы не оказаться отрезанной от основных своих сил. При отходе в лиман дубель-шлюпка подверглась преследованию 30 турецких галер. Во время погони часть турецких судов отстала, но наиболее быстроходные нагнали русских моряков. Сакен, видя неизбежность схватки, отпустил находившуюся у него на буксире шлюпку с 9 матросами и с флагом судна, приказав им уходить с места боя.

Сблизившись, галеры противника сцепились на абордаж с судном Сакена. Рукопашный бой шел на палубе дубель-шлюпки. Все меньше остается защитников русского судна, а турки лезут и лезут на палубу. Силы противника во много раз превосходят силы русских. Убедившись в невозможности сопротивления, Сакен с факелом бросается в крюйт-камеру. Взрыв потрясает воздух. Вместе с дубель-шлюпкой гибнут турецкие галеры. При взрыве погиб Сакен и экипаж. После этого случая турки больше не рисковали идти на абордаж, даже располагая численным преимуществом.

Спустя четыре десятилетия 18-пушечный бриг "Меркурий" совершил подвиг, вошедший в славную историю русского флота. В ночь на 14 мая 1829 г. этот бриг под командованием капитан-лейтенанта А. И. Казарского крейсировал у берегов Босфора. На рассвете вахтенные обнаружили приближающиеся от оста (т. е. с востока) суда противника в составе шести линейных кораблей, двух фрегатов, двух корветов, брига и трех тендеров. Заметив русский бриг, противник



29

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2019
след.