Современные подводные лодки обладают большой автономностью
и дальностью плавания. Не всплывая на поверхность, они
могут пройти под водой десятки тысяч миль. Для них не
существует дальности расстояний, а межконтинентальные баллистические
ракеты, которые несут подводные гиганты, делают их грозным оружием современности.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МОДЕЛИ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ
Корпус модели подводной лодки можно изготовить из стеклопластика или жести.
Рассмотрим способ изготовления корпуса модели подводной лодки
из стеклопластика. По теоретическому чертежу обрабатывается
болванка, склеенная из сухих досок липы, ольхи или сосны. Разметив
склеенную болванку и проведя диаметральную плоскость,
прочерчивают линии теоретических шпангоутов, проставив их
порядковые номера. После этого проводится грузовая ветерлиния.
Изготовив согласно теоретическому чертежу шаблоны шпангоутов
и пронумеровав их той же нумерацией, что и болванку, можно
приступить к изготовлению корпуса.
Болванку желательно точить на токарном станке, но можно
обрабатывать и вручную обычным столярным инструментом: пилой,
стамеской, рубанком, рашпилем, напильником и наждачной бумагой.
При обработке необходимо проверять чаще обводы шаблонами
шпангоутов. Выточенную болванку тщательно шпаклюют и зачищают
наждачной бумагой. Перед тем, как приступить к выклеиванию из
стеклопластика, болванку необходимо изолировать разделительным
лаком, для этого подходит восковая мастика для натирки
полов или парафин, разведенный на керосине. Болванка
устанавливается на специальной подставке между двумя деревянными
брусками, к которым с кормы и носа лодка прибивается гвоздями,
чтобы ее можно было легко вращать при выклеивании стекловолокном.
При изготовлении корпуса можно пользоваться и эпоксидными
смолами ЭД-5 и ЭД-6, с компонентами дибуталфталатом, которого
добавляют до 10 процентов, и отвердителем — полиэтиленполиамином до 15 процентов.
После раскроя ткани, первые куски которой выкраиваются по
длине лодки, приступают к составлению нужной смеси. Болванка
смазывается разведенной смолой, на которую наклеивают первые
продольные полосы, края их наложены один на другой.
Следующий слой после очередной промазки смолой накладывается
поперек, третий слой накладывается, как и первый, и т. д.
Для корпуса подводной лодки желательно наклеить 4—5 слоев
стеклоткани толщиной 0,2—0,3 мм.
Все смолы очень токсичны, поэтому все работы с ними нужно
проводить в хорошо вентилируемом помещении.
30