го матроса. Русские матросы не уступали иноземным не только в
знаниях, но и во многом превосходили их.
Русские флотоводцы Петр I, Ф. Апраскин, Наум и Иван Сенявины,
Н. Головин, М. Змиевич внесли много нового в военно-морское
искусство, стратегию и тактику.
Укрепившись на Балтике, Россия резко увеличила свою внешнюю
торговлю. Если в 1714 году в Петербург пришло 16 иностранных
судов, 1725 году — 450. Это стало возможным только благодаря
исключительной отваге русских моряков, готовых до конца
выполнить свой воинский долг. Их боевые дела явились славным
примером для всех поколений русских военных моряков,
превративших Россию в великую морскую державу.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
64-пушечный корабль «Ингерманланд» был заложен на верфи
Санкт-Петербургского Адмиралтейства 30 октября 1712 года и
спущен на воду 1 мая 1715 года. Корабль имел длину — 46,25 м;
ширину — 12,8 м; глубину трюма — 5,56 м;
«Ингерманланд» был двухдечным кораблем с коротким баком.
где устанавливались две 12-фунтовые погонные пушки, фок-мачта
и два трапа по левому и правому борту, которые вели на шкафут.
На шкафуте располагался грузовой трюм, шпиль, барказ и запасной
рангоут, грот-мачта и 12-фунтовые бронзовые пушки. На
шканцы со шкафута поднимался один трап по диаметральной
плоскости корабля. На шканцах были расположены решетчатые люки из
нижних помещений, трап для спуска в кормовые каюты, бизань-мачта,
12-фунтовые бронзовые пушки. На бизань русленях
с правого и левого борта корабля на деревянных шлюпбалках
(или, как их тогда называли, боканцах) были подвешены две
шлюпки. Приподнятый и короткий ют заканчивался флагштоком
и тремя гакабортными фонарями. С начала XVIII столетия
подводные борта кораблей стали обшивать медными листами для
защиты от червоточины и обрастания ракушками.
К сожалению, в архивах не сохранилось данных, которые рассказали
бы о том, была ли обшита подводная часть «Ингерманланда» медью.
Но судя по историческим данным, по старинным
гравюрам, а также по модели «Ингерманланд», сделанной в 1872
году, у которой подводный борт был выкрашен в цвет имитирующий
медную обшивку, можно заключить, что подводный борт «Ингерманланда»
действительно был обшит медными или бронзовыми
листами. Надводный борт красился в черный цвет с двумя белыми
полосами, по которым шли черные ставни орудийных портов.
Внутренняя часть фальшборта не красилась и имела цвет
древесины. На гон-деке были размещены 32-фунтовые пушки. На
отдельном рисунке показана техника установки пушек.
5