ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
М. А. Михайлов.    Модели Парусных Кораблей Русского Флота


вались для них орудия. И в 1705 году молодой Балтийский флот насчитывал уже 20 вымпелов. Это были преимущественно фрегаты, галеры, шнявы и прамы.

В 1706 году спустили на воду и первые корабли, построенные в Главном Адмиралтействе. Примечателен и тот факт, что в этом году шведы впервые почувствовали силу русского флота!

...В темную ночь бомбардир Дубасов, морские унтер-офицеры Наум Сенявин и Скворцов, а также сержант Преображенского полка Шепотев с 48 солдатами на пяти шлюпках вошли в Выборгскую бухту с целью захвата находившегося там купеческого судна. По ошибке они подошли не к купеческому кораблю, а конвоировавшему его военному боту «Эксперн». Бот имел команду сто человек и четыре орудия. Исправлять ошибку было поздно. Русские смело бросились на абордаж, овладели судном и открыли пушечный и ружейный огонь по подходившему на помощь «Эсперну» другому шведскому судну.

Это была хотя и небольшая, но очень важная победа. Она подняла веру в то, что врага можно бить. А с ростом Балтийского флота, росла и его слава. В 1721 году флот на Балтике насчитывал уже 49 линейных кораблей, 27 фрегатов, 96 шняв, бригантин, галер и других судов.

В этот период, а именно: 30 октября 1712 года был заложен в Санкт-Петербургском Адмиралтействе и двухдечный 64-пушечный корабль «Ингерманланд», проект и чертежи которого были сделаны самим Петром Великим. Строительство вел Ричард Козенц, талантливый мастер, принятый на русскую службу в 1700 году и строивший корабли на Воронежской верфи. В 1712 году по приказу Петра I Ричард Козенц переводится в Санкт-Петербург.

1 мая 1715 года под грохот пушечных выстрелов «Ингерманланд» был спущен на воду и вошел в состав русской эскадры под флагом вице-адмирала Петра I, командовавшего соединенной эскадрой союзных с Россией держав: Англии, Голландии и Дании.

Корабль «Ингерманланд» был одним из лучших кораблей своего времени. Своими пропорциями, применением диагонального крепления с внутренней стороны корабля он опередил кораблестроение того времени на 70 лет. Архитектура и вооружение корабля были настолько удачны, что корабли этого типа строились с небольшим усовершенствованием в русском флоте на протяжении многих лет.

«Ингерманланд» участвовал в кампаниях 1715, 1718, 1719 и 1721 годов, а затем высочайшим повелением было приказано «хранить с прочими для памяти».

За двадцать лет Россия сделала в организации и строительстве флота такой скачок вперед, что другим государствам с более развитой экономикой потребовалось столетие. Петр I в начале строительства флота набирал матросов в Голландии, Дании и Англии, в то время в России еще мало было квалифицированных моряков, а в 1721 году в русском флоте уже не было ни одного иностранно-



4

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2009
след.