II стадия. 1. Окончательный выбор прототипа.
2. Внесение изменений в теоретический чертеж и чертежи общего вида прототипа.
3. Определение объемного водоизмещения по теоретическому чертежу *.
4. Определение буксировочной мощности (N букс модели приближенным способом (см. стр. 15).
5. Определение мощности ходового электродвигателя.
6. Приближенное определение элементов гребных винтов.
Ill стадия. 1. Составление конструктивных чертежей корпуса,
надстроек и расположения аппаратуры.
2. Составление подробных чертежей деталировки.
3. Составление конструктивных чертежей механической части.
4. Разработка технологии постройки корпуса и подбор необходимых материалов.
5. Разработка технологии изготовления механической части,
подбор необходимых материалов и деталей.
Определение главных размерений
и водоизмещения
Многие моделисты, решая вопрос о размерах и водоизмещении
радиоуправляемой модели, исходят главным образом из фактора
ее поворотливости. Это понятно, так как поворотливость
является одним из важнейших показателей как для соревнований
на фигурных курсах, так и для поражения шаров.
Кажется, что этот вопрос решить просто, сделав миниатюрную модель.
Безусловно, чем меньше длина модели, тем лучше будет у нее
управляемость. Но при этом нельзя забывать и о скорости,
являющейся не менее важным фактором.
Часто даже довольно опытные моделисты стараются сделать
модель как можно меньшей длины и забывают, что модель должна
быть надежной и обладать максимальной возможной скоростью
и поворотливостью для любой из дистанций.
В этом разделе на ряде практических примеров показано,
каким образом, не пользуясь специальными методами проектирования
и сложными расчетами, определить средние размеры и
водоизмещение модели для фигурных курсов. Такая модель может
быть с успехом применена для соревнований и на прокалывание шаров.
На рис. 4 приведен теоретический корпус и главные размерения лоцманского
катера. Общий вид его показан на рис. 5.
В масштабе 1:20 его модель будет иметь расчетную длину 900 мм.
* См. книгу «Морской моделизм». Изд-во ДОСААФ. Москва, 1955.
8