Для обеспечении устойчивости движения по прямой вилке
переднего колеса с помощью рулевой колонки придается продольный
наклон. Конструктивной особенностью модели является
способность рулевой колонки для сохранения устойчивости при
изменении направления поворачиваться относительно продольной
оси. При этом управляющее усилие сервомеханизма передается
устройством Servosaver (см. рис. 30), Если рулевая колонка
наклоняется, например, вправо, то передняя вилка с колесом
отклоняется влево, и модель начинает правый поворот.
Фирма, выпускающая такие модели, дала этой системе управления
название Semi Direct Steering System (система косвенного управления).
В описании указывалось на устойчивость и хорошую управляемость
модели мотоцикла; правда, запуск ее требует некоторого
навыка. Шины колес из мягкой резины позволяют модели
проходить при соответствующей скорости повороты с наклоном
до 45°. Переднее и заднее колеса подрессорены. Рама выполнена
штамповкой из стального листа. Источником питания для
электродвигателя типа RS380S служит никелево-кадмневый
аккумулятор (6 В/1,2 А•ч) с резисторным регулятором хода.
Аккумулятор с помощью резиновых захватов крепится под рамой,
благодаря чему центр тяжести всей модели расположен
очень низко. Приемник расположен в фигурке "водителя". В
зависимости от опыта моделиста и требуемой скорости езды
можно выбирать одно из трех передаточных отношений редуктора.
Электродвигатели характеризуются следующими важными
для моделиста техническими преимуществами: чистота и
бесшумность работы; простота регулировки частоты вращения;
возможность применения для самых различных моделей; высокая
надежность работы; относительно большой срок службы; простота обслуживания.
Недостатком по сравнению с двигателями внутреннего
сгорания является меньшее отношение мощности к массе
электродвигателя, при расчете которого необходимо учитывать и массу
аккумулятора. В течение долгого времени широкому использованию
мощных электродвигателей препятствовала также их цена.
Однако со временем стоимость двигателей и аккумуляторов —
благодаря выпуску их большими сериями — снизилась настолько,
что электродвигатели стали конкурентоспособными с
двигателями внутреннего сгорания.
Чтобы правильно использовать приводы с электрическими
двигателями на модели, необходимо знать их технические
характеристики. Кроме того, для определения требуемой мощности
привода нужно знать закономерности, которым подчиняется движение
моделей автомобилей, судов, кораблей и летательных
аппаратов. Дело в том, что к расчету привода относится не
только расчет деталей и узлов, обеспечивающих передачу усилий
от двигателя, но и расчет характеристик самого этого движения.
10