Введение
В осуществлении заветной мечты человечества — покорении воздушного пространства — наша
Родина занимает ведущее место. В теоретических трудах М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева,
И. Е. Жуковского, К. 3. Циолковского, С. А. Чаплыгина и других талантливых русских ученых
прошлого были заложены основы развития отечественного самолетостроения. Благодаря этому
уже в 1911—1913 годах в России были созданы тяжелые многомоторные самолеты «Гранд-
Балтийский», «Русский витязь», «Илья Муромец».
После победы Великой Октябрьской социалистической революции, в условиях иностранной
интервенции и гражданской войны, восстановления разрушенного народного хозяйства важная роль
в защите завоеваний молодой Советской республики отводилась авиации. Декретами Советской
власти, подписанными В. И. Лениным, национализировались авиационные заводы, закладывался
фундамент Советских Военно-Воздушных Сил и гражданского Аэрофлота.
Сейчас трудно себе представить, что к началу мая 1918 года у Республики было всего около
300 способных летать самолетов, в большинстве своем устаревших иностранных марок, а в 1923 году
регулярно действовала единственная авиатрасса Москва - Нижний Новгород, по которой на высоте
250 метров, без радиосвязи, ориентируясь лишь по рекам и железной дороге, летал закупленный
у фирмы «Юнкерс» аэроплан Ю-13 с символическим названием «Ультиматум».
Прошло всего несколько лет после победы Великого Октября, и конструкторские коллективы по
самолетостроению, возглавляемые А. Н. Туполевым, Н. Н. Поликарповым, А. И. Путиловым и
Д. П. Григоровичем, спроектировали и построили первые советские военные и гражданские
самолеты.
Начало большого пути советской авиации характеризуется поиском решений повышения
надежности, улучшения летных и эксплуатационных характеристик самолетов. В то время
преобладали «классические» бипланы (У-2, ПР-5) и монопланы (Г-1, К-5, ПС-9) со свободнонесущими
очень толстыми крыльями и сравнительно «грубым» фюзеляжем, разрабатывались методы
конструирования, накапливался экспериментальный материал по аэродинамике, динамике полета
и проблемам прочности, создавались первые цельнометаллические самолеты. Основными
конструктивными материалами для самолетов были дерево, авиационная фанера и полотно. Конструкция
из них получалась простая, дешевая и легко ремонтируемая. Вместе с тем еще в 20-е годы по
инициативе А. Н. Туполева на Кольчугинском заводе (Ярославская область) для нужд авиастроения
было налажено производство отечественного легкого металла — кольчугалюминия. Первым
советским цельнометаллическим самолетом стал небольшой трехместный моноплан АНТ-2, а в 1925 году
прошел летные испытания один из самых крупных самолетов 20-х годов АНТ-4.
В 1932 году конструкторское бюро А. Н. Туполева приступило к созданию цельнометаллического
моноплана с крылом большого размаха и одним двигателем М-34. Летом 1937 года на самолете
АН-25 экипаж под командованием В. П. Чкалова совершил беспосадочный перелет Москва —
Портленд (США) протяженностью более 9 тысяч километров, а экипаж М. М. Громова почти
по такому же маршруту пролетел 11500 километров. Многие самолеты, созданные в конструкторских
бюро Н. Н. Поликарпова и А. Н. Туполева, стали настоящими «долгожителями», десятки
лет состояли на вооружении Военно-Воздушных Сил СССР и обслуживали нужды народного
хозяйства. Так, например, самолет У-2 (ПО-2) вошел в историю как легендарный ночной
бомбардировщик времен Великой Отечественной войны, а все рекордные достижения и выдающиеся
дальние перелеты, в том числе на Северный полюс, совершенные в предвоенные годы на самолетах
марки «АНТ», просто трудно перечислить. Подобных самолетов еще не было за рубежом,
а перелеты принесли мировую славу и отечественному самолетостроению и советским летчикам.
В середине 30-х годов начался следующий этап в развитии самолетостроения — «быстрее,
выше, дальше». Вот его основные направления: постепенный переход к монопланам, уменьшение
площади и толщины крыла, улучшение аэродинамических характеристик за счет обтекаемости
фюзеляжа, убирающегося шасси, механизации крыла, применение металлических винтов изменяемого
шага (ВИШ), разработка новых мощных высотных поршневых двигателей. В период с 1930
по 1939 год был построен ряд тяжелых многомоторных самолетов (Г-2, АНТ-14, «Правда»,
ПС-124 и другие). Наиболее ярким воплощением этого направления в отечественном
самолетостроении стал восьмимоторный гигант АНТ-20 «Максим Горький», который брал на борт
80 пассажиров, имел максимальную скорость 280 километров в час и дальность полета 2 тысячи
километров. В то время он был самым большим самолетом в мире. Важную роль в пропаганде
достижений отечественной авиационной промышленности сыграл самолет АНТ-14 «Правда»
(см. обложку), который входил в состав агитэскадрильи.
Наряду с созданием тяжелых многомоторных самолетов также успешно развивалось конструи-
рование и строительство легкомоторных и спортивных самолетов, значение и роль которых в
народном хозяйстве, а также в развитии научно-технического творчества и приобщении к авиации
молодежи трудно переоценить. Один из них, самолет АН-6 конструкции А. С. Яковлева, представлен
в комплекте открыток.
В 30-х годах строились и испытывались пассажирские гидросамолеты и самолеты-амфибии
конструкции В. Б. Шаврова (Ш-2) и Г. М. Бериева (МП-1).
Успешная индустриализация страны позволила Аэрофлоту начиная с 1935 года полностью
перейти на эксплуатацию самолетов отечественного производства (ПС-40, ПС-35, ПС-89, ХАИ-1),
которые по летным и техническим данным не уступали самолетам иностранных фирм. В 1940 году
самолеты, гражданская авиация, история СССР стала важной частью единой транспортной системы, составным звеном
оборонного потенциала страны.
Опыт, полученный в конструкторских бюро в предвоенные годы по проектированию и созданию
большого числа серийных и экспериментальных самолетов, а также знания, накопившиеся
в научно-исследовательских институтах авиационной промышленности, определили следующий
этап в развитии советского самолетостроения, характеризующийся резким повышением скорости,
увеличением высоты и дальности полета, созданием прославленных самолетов-победителей «огненных лет».
В.П. Сидоров
|