ВВЕДЕНИЕ
В нашей стране авиамодельный спорт стал наиболее массовым
видом авиационного спорта, составной частью технических и
военно-прикладных видов спорта, развиваемых Всесоюзным ордена Ленина и
ордена Красного Знамени добровольным обществом содействия армии,
авиации и флоту (ДОСААФ СССР). Руководит им Центральный
спортивно-технический клуб авиационного моделизма ДОСААФ СССР.
Ежегодно в стране проводится множество соревнований различного
уровня, готовятся сотни спортсменов-разрядников, лучшим из них
присваивается звание мастера спорта СССР. Авиамоделисты страны
успешно выступают на чемпионатах Европы и мира, других международных
соревнованиях. Большая часть мировых рекордов, официально
регистрируемых Международной авиационной федерацией (ФАИ),
принадлежит советским спортсменам.
Современный авиамодельный спорт культивирует четыре основных
категории моделей: свободнолетающие (F-1), кордовые (F-2),
радиоуправляемые (F-3) и модели-копии (F-4). Каждая категория делится
на классы. Соревнования проводятся по каждой категории моделей,
лично-командное или личное первенство определяется по каждому классу самостоятельно.
Категория свободнолетающих моделей F-1 включает соревнования
по моделям планеров класса F-1-А, по резиномоторным — класса F-1-В,
по таймерным класса F-1-С и по комнатным — класса F-1-Д.
Соревнования по категории свободнолетающих моделей класса
F-1-А, В и С проводятся на аэродромах и заключаются в запуске моделей
на продолжительность полета в семи турах с ограничением времени
фиксации результатов в три минуты и доставкой модели на старт в
ограниченное время. Победитель определяется по сумме очков, набранных в семи турах.
Соревнования по комнатным моделям класса F-1-Д проводятся в
закрытых помещениях и включают шесть запусков модели на
продолжительность полета без ограничения времени фиксации результатов.
Победитель определяется по сумме результатов двух лучших полетов
из шести. Основные технические требования, предъявляемые к моделям
категории F-1, приведены в табл. 1.
Категория кордовых моделей F-2 включает соревнования по
скоростным моделям класса F-2-А, пилотажным моделям класса F-2-В,
гоночным моделям класса F-2-С и моделям воздушного боя класса F-2-Д.
Соревнования по категории кордовых моделей класса F-2-А, В и С
проводятся на кордодромах, специально подготовленных круглых
асфальтированных или бетонированных площадках, имеющих защитное
ограждение высотой не менее трех метров. Минимальный внутренний
диаметр площадки, ограниченной ограждением, 50 м. Минимальный
диаметр рабочего твердого покрытия 48 м.
Соревнования по моделям воздушного боя класса F-2-Д в
исключительных случаях при соблюдении необходимых мер безопасности
участников, судей и зрителей могут проводиться вне кордодромов.
Таблица 1
Категория F-1 |
Классы |
F-1-A1 |
F-1-В |
F-1-С2 |
F-1-Д3 |
Площадь несущих поверхностей. дм2 |
32-34 |
17-19 |
— |
— |
Минимальная масса модели (без двигателя), г |
410 |
190 |
— |
1 |
Максимальная масса модели (с двигателем), г |
— |
— |
Удв. см3 х 300 |
— |
Максимальный размах крыла, мм |
— |
— |
— |
650 |
Минимальная удельная нагрузка на несущую поверхность, гс/дм2 |
— |
— |
20 |
— |
Максимальная удельная нагрузка на несущую поверхность, гс/дм2 |
50 |
50 |
50 |
— |
Максимальная масса смазанного резинового двигателя, г |
— |
40 |
— |
— |
Максимальный рабочий объем поршневого двигателя, см3 |
— |
— |
2,5 |
— |
Максимальное время работы поршневого двигателя, с |
— |
— |
7 |
— |
1 Максимальная длина леера при приложении усилия минимум в 2 кг должна составлять 50 м.
2 Разрешается применять только стандартную топливную смесь (80% метилового
спирта и 20% касторового масла) или дизельное топливо любого содержания.
3 На модели, предназначенные для установления рекордов, эти требования не
распространяются.
По скоростным моделям класса F-2-А соревнуются на достижение
максимальной скорости полета в трех турах на дистанции 1000 м (10
кругов). Победитель определяется по одному лучшему результату из
трех туров.
По пилотажным моделям класса F-2-В соревнуются на качество
выполнения комплекса фигур высшего пилотажа в трех турах в
ограниченное время. Победитель определяется по сумме двух лучших полетов из трех.
По гоночным моделям класса F-2-С соревнуются на прохождение
в двух турах дистанции 10000 м (100 кругов) одновременно тремя
экипажами за минимальное время. Победитель определяется по одному
лучшему результату из двух туров. Девять лучших результатов двух
туров выходят в полуфинал, три лучших результата из двух полуфиналов
попадают в финал, где определяются первые три места,
3