ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
А.Е. Стахурский.    Авиамоделисты в пионерском лагере


Плакат № 4. Плоский воздушный змей (рис. 10)

Плоский, прямоугольный, так называемый русский воздушный змей сделать нетрудно.

Под рисунками на плакате напишите следующий текст:

Из сухой сосновой доски нащепи дранки шириной в 7-8 мм и толщиной 1-1,5 мм. Возьми лист плотной, но тонкой бумаги размером 420х315 мм, обрежь углы на 20-25 мм и во все четыре стороны листа, загнув кромки, вклей нитки так, чтобы концы их выходили за край листа.

Наклей на бумагу три дранки: две по диагоналям и одну по короткой стороне листа. На концах дранок, выходящих за пределы бумаги, сделай зарубки. Обвяжи концы дранок нитками.

Сделай уздечку из ниток. Верхнюю часть (две нитки) закрепи на концах дранки (с короткой стороны писта). Нити должны быть такой длины, чтобы точно укладывались по диагоналям, а узелок (вершина уздечки) совпадал с центром змея. Нижняя нить уздечки берется равной расстоянию от центра змея до середины верхней планки. К вершине уздечки привязывается леер (нить, на которой запускают змей).

К нижним концам дранок привяжи две нити длиной по 150-170 мм, соедини их свободные концы вместе и приделай к ним хвост из мочала ипи нити с навязанными кусочками бумаги.

Можно укрепить на змее и трещотку. Для этого стяни ниткой короткую верхнюю дранку так, чтобы она слегка изогнулась, и приклей на нитку попоску плотной бумаги, сложенную вдвое.

Русский змей можно сделать и больших размеров, соблюдая при этом определенное соотношение длины и ширины - 4:3 (например, длина 800 мм, ширина 600 мм). Чем больше змей, тем прочнее и толще должны быть дранки каркаса и нити уздечки и леера.

Запускать змей лучше вдвоем. Один держит леер, другой берет змей, отходит с ним по ветру шагов на 70-80, останавливается, натягивает леер и поднимает змей вверх (рис. 11). По команде первого (запускающего) "Бросай!", второй подбрасывает змей вверх. В это время первый быстро бежит против ветра. Если на бегу он ощущает в леере возрастание тяги, то свободно разматывает леер с катушки. Если, наоборот, тяга слабая, то запускающий бежит еще быстрее и вбирает леер, сматывает его на катушку. Обычно приходится пробежать 30--50 шагов для того, чтобы змей устремился кверху.

В случае, если змей начинает терять высоту, надо потянуть леер к себе или, еще лучше, пробежать немного навстречу ветру.

По лееру можно послать "телеграмму" - квадратный или круглый кусочек бумаги, лучше цветной. В середине "телеграммы" делают небольшое отверстие с прорезом к краю (рис. 12). Через этот прорез "телеграмма" надевается на леер и силой ветра уносится вверх до самой уздечки змея. Пользуясь цветными "телеграммами", можно подавать во время игр различные условные знаки, сигналы.

Контурная летающая модель самолета МИГ-15. Эта модель (рис. 13) делается из тонкой (0,8-1 мм) фанеры или из плотного и прочного (1,5-2мм) картона. Фюзеляж А надо склеить из двух слоев фанеры или трех слоев картона. Крыло Б, киль В, стабилизатор Г вырезают из фанеры или картона по шаблону или выкройке. Все детали обрабатываются стеклянной бумагой (шкуркой). Стартовый крючок Д вырезают из прочной фанеры или из листового алюминия.

Киль и стартовый крючок прочно приклеиваются к фюзеляжу до его сборки. Для этой цели лучше всего взять клей БФ-2. Пластинку стартового крючка можно закрепить и двумя небольшими заклепками. Места склейки обрабатываются шкуркой.

Крыло вставляют в щель фюзеляжа и приклеивают к нему, в стабилизатор - в щель, вырезанную в киле, предварительно промазав клеем. В переднюю часть фюзеляжа надо вбить гвоздик весом 3-5 граммов.

Модель следует окрасить: фюзеляж - в серебряный цвет, крыло и стабилизатор - в красный.

Запуск модели требует от моделистов внимания и осторожности, причем ее нельзя запускать в направлении зрителей. Для запуска нужен резиновый шнур: два моделиста берутся за его концы, третий, взявшись правой рукой за хвостовую часть фюзеляжа, но не за киль, и зацепив крючок за середину шнура, растягивает его. После растяжки шнура третий запускающий разжимает пальцы, освобождает модель, и она совершает стремительный и вместе с тем плавный полет с быстрым набором высоты и красивым продолжительным парением.

При первых испытаниях шнур не следует натягивать слишком сильно. Если в первые секунды полета модель беспорядочно падает, нужно загрузить переднюю часть фюзеляжа дополнительным гвоздиком или пластинкой свинца. По этому образцу и по предлагаемым рисункам из журнала "Крылья Родины" сделайте контурные модели и других современных самолетов.



OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2008
Hosted by uCoz