ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
Михайлов М.А.    Модели современных военных кораблей


крепятся радиально на ступице винта. По форме лопасти бывают узколопастные — для скоростных кордовых моделей и широколопастные — для самоходных моделей.

Основными элементами гребного винта являются диаметр, геометрический шаг, площадь и форма его лопастей.

Диаметром гребного винта называется диаметр окружности, описываемой крайними точками лопастей. Геометрическим шагом называется путь, проходимый крайней точкой лопасти винта за один оборот вокруг оси, если рассматривать его как вращение болта по резьбе гайки. В действительности винт в воде за один оборот проходит меньший путь, чем болт в гайке.

Поверхность лопасти, обращенная к корме, называется нагнетающей, так как при ходе корабля вперед на ней возникают повышенные давления воды. Сторона лопасти винта, обращенная к носу корабля, называется засасывающей, вследствие того, что на ней создаются пониженные давления. Поэтому, чем меньше мощности требует винт для своего вращения и чем большую мощность он отдает в виде упора, тем больше его коэффициент полезного действия (к.п.д.).

Часть лопасти, которая соединяется со ступицей, называется краем.

Теоретически, чем больше скорость хода корабля, чем больше площадь лопастей при увеличенном диаметре винта, тем больше его к.п.д. При чрезмерном увеличении площади лопастей может оказаться, что мощности двигателя нехватит для вращения винта и число оборотов значительно упадет, упадет и его к. п. д.

В зависимости от направления вращения различают винты правого (по часовой стрелке) и левого (против часовой стрелки) вращения, если смотреть с кормы в нос корабля.

Для двигателей без редуктора с большим числом оборотов (3000—4500 в минуту) применяют в основном двух- и реже трехлопастные винты.

Для моделей кораблей следует выбирать диаметр гребного винта до 0,5—0,7 осадки модели корабля. Диаметр ступицы винта должен быть в пределах до 0,2 диаметра винта. Расчет гребного винта моделисту следует производить, придерживаясь винтов, изображенных на чертеже модели, с незначительным допуском на увеличение или уменьшение его диаметра. Изменять количество лопастей нельзя. Винты нужно делать такими, как показано на чертеже корабля прототипа.

Для моделей со средней масштабной скоростью винты подбирают с малым шагом, а для моделей с высокими скоростями (торпедные и ракетные катера) больше подходят винты с большим шагом.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ГРЕБНЫХ ВИНТОВ

Методов изготовления гребных винтов существует несколько. Мы остановимся на методах более распространенных среди моделистов: простейшем для начинающих моделистов и более сложном



103

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2004-2009
след.