КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЗАНЯТИЯМ КРУЖКА
Большинство наших читателей-авиамоделистов будет руководить лагерными кружками впервые. К этому надо хорошо подготовиться, Ведь недостаточно уметь строить модели самому, необходимо знать, как правильно научить этому других ребят. Надо заранее наметить план занятий, позаботиться о необходимых инструментах и материалах.
В этом поможет примерная программа авиамодельного кружка в пионерском лагере. Она рассчитана на школьников 11 - 12 лет, приступающих к занятиям авиамоделизмом впервые.
Пользуясь этой примерной программой, надо составить план занятий кружка по дням, считая, что каждое из них будет продолжаться два часа. При этом на беседу (рассказ) надо отвести первые 10-15 минут, не более. Только на первом занятии вступительная беседа продолжается целый час.
Первый совет:
советуем юному инструктору подготовиться к беседам заранее: освежить в памяти то, что он узнал на занятиях своего кружка зимой, прочесть одну-две популярных книги об авиации, составить план, а еще лучше конспект беседы.
Допустим, вы готовитесь к занятию по теме 6 - "Воздушные змеи".
План беседы по этой теме будет выглядеть примерно так:
I. История воздушного змея. Использование воздушного змея наукой (исследование при помощи змея состояния атмосферы, подъем вверх различных приборов и аппаратов).
II. Использование воздушного змея на войне (сигнализация, сбрасывание листовок, фотографирование, подъем воздушных заграждений и др.).
III. Конструкции воздушных змеев (плоские, прямоугольные, фигурные, коробчатые).
IV. Условия и принципы полета змея. Изготовление воздушного змея. Запуск змея. Наблюдение за устойчивостью полета змея.
V. Определение направления ветра по флюгеру и компасу. Понятие о силе ветра и определение ее по местным признакам.
Наметив план, приступайте к составлению конспекта.
Воздушный змей - самый древний летательный аппарат, он появился свыше 4000 лет тому назад. Об этом говорят древние рукописи, в которых приводятся описания и рисунки воздушных змеев, рассказывается об их применении. Змеи делались в виде бабочек, птиц, человеческих фигур и, чаще всего, драконов. Дракон-сказочный летающий змей - олицетворял величие, воинственность и силу, поэтому изображающие его воздушные змеи запускались в воздух на празднествах.
В Европе воздушные змеи появились позже. Изобретение их приписывается древнегреческому физику Архитасу Тарентскому, жившему в IV веке до нашей эры.
В древние времена воздушные змеи применяли и на войне - для сигнализации, для сбрасывания зажигательных веществ или для устрашения противника. В 908 году войска киевского князя Олега при штурме Царьграда подняли над городом много змеев в виде воинов и коней, Змеи были позолочены, ярко блестели на Солнце, а приделанные к ним трещотки издавали сильный шум, наводивший ужас на защитников Царьграда.
С XVIII века воздушными змеями стали пользоваться ученые, М.В. Ломоносов применял воздушные змеи для изучения атмосферного электричества. В 1749 году англичанин А. Вильсон использовал воздушный змей для подъема термометра с целью определения температуры воздуха на высоте. В 1752 году в Америке ученый Вениамин Франклин с помощью воздушного змея доказал электрическую природу молнии.
Воздушные змеи использовал для своих работ Исаак Ньютон. Выдающийся русский ученый-математик Леонард Эйлер писал в 1756 году: "Воздушный змей, эта игрушка детей...может, однако, заставить глубоко над собой призадуматься".
Изобретатель самолета А.Ф. Можайский сам дважды поднимался в воздух на огромном змее, который буксировала тройка лошадей. Изобретатель радио А.С. Попов прикреплял к воздушным змеям антенны своих первых радиоаппаратов.
Во второй половине XIX века появились коробчатые воздушные змеи (коробчатыми они названы потому, что обтяжка у них делается в виде коробок). С 1894 года они систематически применялись для изучения верхних слоев атмосферы. При помощи змея поднимали вверх на высоту 3-4 км самопишущие приборы, которые отмечали скорость ветра, температуру и давление воздуха и т. д. В 1897 году в Павловской (Слуцкой) магнитно-метеорологической обсерватории было создано специальное змейковое отделение.
Затем воздушными змеями заинтересовались военные. Из коробчатых змеев стали составлять "змейковые поезда", способные поднять человека. Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. на таких "поездах" поднимались наблюдатели для корректирования стрельбы артиллерии. Энтузиастом змейкового дела в русской армии был полковник Ульянин. Он сконструировал для армии воздушный змей с шарнирными, самоотгибающимися крыльями. При ослаблении ветра крылья автоматически увеличивали площадь змея, что обеспечивало постоянство и ровность натяжения леера. Коробчатый змей с полукруглыми коробками, созданный русским конструктором Кузнецовым, обладал хорошей устойчивостью и был принят для выполнения высотных метеорологических наблюдений.
В годы первой мировой войны (1914-1918) змеи применялись для воздушного заграждения. В воздух запускали большое количество змеев и маленьких воздушных шаров с привязанными к ним стальными тросами. Такие заграждения представляли большую опасность для самолетов противника.
В 30-х годах в подмосковном городе Серпухове существовала специальная спортивная змейковая станция Осоааиахима. На этой станции строились корбчатые змеи высотой в 2-3 метра. В послевоенные годы эту работу успешно продолжала Серпуховская городская станция юных техников.
Воздушные змеи не утратили своего значения и сейчас, С их помощью можно сигнализировать на расстоянии, их можно использовать в походах и военных играх, для аэрофотосъемки и т. д. Коробчатый змей в состоянии буксировать лыжника.
Почему змей держится в воздухе? Воздух очень легкий, но все же имеет вес. Поэтому он давит на все предметы.
При движении воздуха или же при движении какого-нибудь предмета в спокойном воздухе давление воздуха на предмет становится сильнее. Встречный поток воздуха давит на предмет, мешает ему двигаться с большой скоростью, как бы тормозит его.
Эту силу давления воздуха на предмет называют сопротивлением. Когда вы бежите со змеем, то он также встречает сопротивление движущегося воздуха. Давление воздуха удерживает змей, не дает ему упасть на землю.
Если бы уздечка змея была прямая, состояла из нитей одинаковой длины, то змей не мог бы подняться вверх. Воздух толкал бы его только назад. Поэтому уздечку делают так, чтобы змей держался наклонно, с некоторым углом (называемым углом атаки). При этом поток воздуха толкает змей не только назад, но и вверх. Сила сопротивления воздуха как бы разделяется на две силы: одна - ее называют силой лобового сопротивления - давит назад, другая - подъемная сила - тянет змей кверху. Змей летит по наклонной линии - вверх и назад.
Для запуска змеев нужен ветер, не очень слабый и не сильный.
Для выражения скорости ветра в баллах по различному его действию на наземные предметы служит условная двенадцатибалльная шкала (называемая шкалой Бофорта). Баллом 1 обозначается очень легкий ветер со средней споростью 1 м/сек. При таком ветре дым поднимается не вполне вертикально, указывая направление ветра; флюгер и листья деревьев неподвижны. Балл 4 соответствует умеренному ветру со средней скоростью 4,5 м/сек: вымпелы вытягиваются по ветру, колеблются ветки деревьев без листвы, с земли поднимаются пыль и кусочки бумаги. Сильный ветер оценивается баллом 6. Скорость его - 11 м/сек, при нем колеблются большие ветви, в домах слышен вой ветра, гудят телеграфные провода, на гребнях волн в стоячих водах появляются "барашки".
Воздушные змеи лучше всего запускать при умеренном ветре. Большие змеи на очень прочных леерах можно запускать и при свежем (5 баллов) ветре.
Мы дали сравнительно подробный конспект беседы. Разумеется, он может быть более сжатым. Но лучше не полагаться на свою память, а записать подробнее все, о чем собираешься рассказать.
Второй совет: завести общую тетрадь-дневник авиамоделиста-инструктора. На первых его страницах можно записать составленный план занятий, затем планы или конспекты всех бесед, а также перечень того, что нужно подготовить для практической работы. Эти записи составят первую часть дневника. Во второй же части инструктор будет вести записи уже в лагере: как прошли занятия, игры, соревнования, что особенно заинтересовало ребят, что было упущено (эта запись поможет избежать ошибок и упущений в будущем).