В. Белогуров,
г. Харьков
У железнодорожного моделизма становится все больше поклонников.
Но прежде чем строить модель электровоза, которая сможет
участвовать в соревнованиях, надо хорошо изучить устройство и технологию
изготовления главных узлов. Выполняют их в определенной,
считающейся наиболее рациональной последовательности: тележки с колесными
парами, буксами, рессорами и балансирами; рама электровоза; двигатель
с редукторами и механизмами передачи движения колесным парам; кузов
с прожекторами, буферными фонарями и макетами оборудования, расположенного
на крыше электровоза; пантографы; автосцепки. Отдельные узлы могут быть
или усложнены (например, тележки можно оборудовать тормозом и песочницей,
автосцепку - электроприводом для дистанционного управления и т. д.), или
упрощены (действующие детали заменены макетами). Самостоятельную группу
представляют собой автоматические устройства.
Сегодня мы расскажем, как сделать тележки модели электровоза ЧС-2.
Действующая модель-образец построена на Харьковской железнодорожной СЮТ.
Она не раз участвовала в соревнованиях и была отмечена призами. На последних
Всесоюзных соревнованиях 1967 года заняла 1-е место.
По правилам соревнований модель электровоза изготавливается в масштабе 1:30
от натуральной величины. Нагрузка на ось не должна превышать 1200 г, а общий
вес модели 7200 г.
Размеры модели ЧС-2 (рис. 1): длина электровоза (по автосцепке) - 631 мм,
длина кузова - 590 мм, ширина - 104 мм, высота кузова - 95 мм, высота
электровоза (по спущенному пантографу) - 180 мм.
Имея габаритные размеры и чертежи отдельных узлов электровоза, можно приступать к работе.
Начинать нужно с рам тележек (рис. 2). Размеры развертки рамы указаны на рисунке 3.
Из стали толщиной 0,5 мм изготавливаем две прямоугольные полоски размером 625х29 мм
и размечаем их по рисунку 2. Вырезав уголки с помощью ножовки,
зубила и молотка, можно начинать подгонку их до номинальных размеров и зачистку
острых кромок.
Затем на особом приспособлении (рис. 4) гнем полосу и молотком выбиваем углубления
под буксы. На свободные концы рамы накладываем стальной уголок, сверлим
в нем по два отверстия с каждой стороны и заклепываем.
Следующий этап - тщательная рихтовка рамы на разметочной плите. После рихтовки
зазор не должен превышать 0,5 мм.
Выполнив перечисленные операции, можно приступать к разметке и сверлению отверстий
под направляющие штыри (рис. 5). Направляющие штыри под буксы делаем
из стали ст. 3 на токарном станке, полируем и хромируем. Готовые штыри вставляем
в отверстия тележки и опаиваем.
Буксу делаем из алюминия толщиной 11 мм, размечаем по рисунку 5, обрабатываем
при помощи ножовки, напильника и надфиля, затем сверлим отверстия под направляющие
штыри, под рессору и под гнезда подшипника.
Если имеется пресс для литья деталей из капрона, полистирола и т. д., проще
изготовить прессформу для литья букс, тогда одну из самых сложных деталей электровоза
можно будет выпускать "поточным методом". При этом достигаются максимальная
копийность, точность и стандартизация деталей.
Рессора выполняется из пружинной стали путем набора полое толщиной 1 мм. Их
длина указана на рисунке 6. Рессоры также можно отливать из капрона, если есть
прессформа или пресс.
Балансиры и их подвески лучше всего делать из листового дюралюминия, но можно
и из листовой стали ст. 3.
Технология изготовления колесных пар зависит от местных условий производства
(рис. 7). Их делают из стали, обрабатывая на токарном станке. Может быть точеная
цельная колесная пара; сборная, когда оси и колеса вытачиваются отдельно, и
сборная с отдельно изготовленными бандажами. Последний способ позволяет сделать
колесную пару из цветного металла (латунь, дюраль) со стальным бандажом.
Сборочные чертежи передней и задней тележек показаны на рисунке 8.
|