Д. Кудинов
Железнодорожный состав, состоящий
из паровоза с тендером, вагона, наливной
цистерны и товарной платформы,
построен в кружке железнодорожного
моделирования дорожной станции юных
техников Северо-Кавказской железной
дороги. Делали его младшие школьники
под руководством В. М. Лосицкого.
Эти модели несложны и вполне могут
быть изготовлены в школьном техническом
кружке или в кружках технического
моделирования станций юных техников.
Чертежи и выкройки наливной цистерны
и товарной платформы не даем, а
предлагаем эти детали сделать самостоятельно.
Необходимые для этого инструменты
и материалы - миллиметровая линейка,
карандаш, циркуль, лобзик, напильник,
надфили, наждачная бумага, краски.
На рисунках показаны размеры
соединительных пазов и стыков для
работы с фанерой толщиной 3 мм, если
фанера толще, то соответственно
изменятся и размеры (масштаб 1:2).
Чтобы изготовить котел паровоза и
корпус цистерны, надо в первую очередь
выточить или подобрать оправку,
соответствующую диаметру котла и
корпуса цистерны. Размер заготовки
для котла паровоза 220х134 мм.
Затем ее обертывают плотной бумагой
или тонким картоном в два-три слоя.
Перед склейкой картон слегка смачивают
и дают ему высохнуть на оправке,
потом склеивают, ошкуривают и после
вклейки цилиндра красят.
Паровозные дышла, дымовую трубу,
прожектор, свисток изготовляют
соответственно размерам на чертеже из
любого, оказавшегося под рукой
материала: целлулоида, плотного картона,
ватманской бумаги. Крыши вагона и
будки паровоза делают из плотного
картона или фанеры толщиной 1 мм.
Для склеивания частей модели поезда
можно применить клей ПВА
(поливинилацетатная эмульсия), нитролак
НЦ-551 (эмалит). Одинаковые буквы
показывают места соединений.
Полотно железной дороги можно сделать
из древесностружечной плиты,
шпалы - из фанеры или листового
полистирола, рельсы - из сосновых
реек 3х3 или 4х4 мм или из
листового полистирола.
Модель поезда, состоящего из паровоза,
пассажирского вагона, цистерны и
товарной платформы и сделанного из
различных материалов: дерева, фанеры, -
перед окраской необходимо обработать
напильником или надфилем и наждачной
бумагой. Задиры и трещины залить клеем.
Затем приступают к окраске. Кисть
следует держать под углом 45-50° к
окрашиваемой поверхности. Движения
кистью должны быть легкими, свободными.
Покрывая модель масляными
красками, мазки обычно наносят сначала
по длине, затем поперек и снова по
длине. При этом нужно следить, чтобы
краска ложилась равномерным тонким
слоем и без потеков. Масляную краску
обычно кладут в 2-3 слоя. Каждый
последующий слой наносят после просушки предыдущего.
Рекомендуемые цвета окраски моделей:
паровоз с тендером, котел, дымовая
труба, сухопарник, рамы паровоза,
тендера, вагон, подножки, буферные
тарелки, передняя площадка паровоза и
внутренняя поверхность колес, палуба,
лестница, площадка - черные; бандаж
(обод) колес поезда - белый; диски
колес и передний брус паровоза -
красные; боковая площадка паровоза,
будка машиниста, боковая часть
цилиндров, тендер, люки, вагон поезда -
зеленые; стяжные обручи котла паровоза
и прожекторов покройте бронзовой
краской; крыши вагона и будки
машиниста - серой или темно-коричневой;
декоративные продольные полосы вагона - желтой.
Окна вагона оклейте с внутренней
стороны полиэтиленовой прозрачной
пленкой и изнутри окрасьте белой
краской, имитируя оконные шторы.
|