ОТ АВТОРОВ
Глава I
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ МОДЕЛИЗМЕ
1. Развитие железнодорожного моделизма и его направления [ 5 ]
2. Промышленное производство железнодорожных моделей [ 7 ]
3. Железнодорожный моделизм — увлечение в свободное время [ 10 ]
4. Особенности любительского железнодорожного моделизма [ 13 ]
Глава II
ПОСТРОЕНИЕ МАКЕТА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
1. Условия размещения макета [ 24 ]
2. Тема макета [ 30 ]
3. Конструкция подмакетника [ 32 ]
4. Путевая схема макета [ 36 ]
5. Создание рельефа местности на макете [ 44 ]
Глава III
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ И ИНЖЕНЕРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ НА МАКЕТАХ
1. Элементы железнодорожного пути [ 52 ]
2. План и профиль железнодорожного пути на макете [ 58 ]
3. Конструкции стрелочных переводов [ 60 ]
4. Инженерные сооружения [ 66 ]
5. Путевые знаки [ 73 ]
Глава IV
УСТРОЙСТВА СИГНАЛИЗАЦИИ НА МАКЕТАХ
1. Постоянные сигналы [ 75 ]
2. Переносные и поездные сигналы [ 85 ]
3. Изготовление устройств сигнализации для макетов [ 86 ]
Глава V
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ МАКЕТОВ
1. Устройства электропитания подвижного состава, средств автоматики и освещения [ 95 ]
2. Автоматическое управление стрелочными переводами и сигналами [ 105 ]
3- Электрические схемы управления движением поездов [ 109 ]
Глава VI
ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ НА МАКЕТАХ
1. Основные приемы изготовления макетов построек [ 129 ]
2. Сооружения локомотивного и вагонного хозяйства [ 134 ]
3. Здания и сооружения для обслуживания пассажиров и переработки грузов [ 146 ]
4. Прочие здания и сооружения на макете [ 152 ]
5. Контактная сеть [ 155 ]
Глава VII
ОФОРМЛЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО МАКЕТА
1. Имитация ландшафта на макете [ 161 ]
2. Цветовая тональность макета [ 175 ]
Глава VIII
МОДЕЛИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
1. Подвижной состав [ 177 ]
2. Изготовление моделей подвижного состава [ 198 ]
Глава IX
ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ ПОСТРОЙКИ МОДЕЛЕЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
1. Нормы для железнодорожного моделизма [ 219 ]
2. Определение масштабных размеров [ 236 ]
Глава Х
МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, И ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТ
1. Рабочее место и инструмент моделиста [ 239 ]
2. Материалы, применяемые в любительском моделизме [ 241 ]
3. Основные приемы работ в железнодорожном моделизме [ 243 ]
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Переводная таблица для условного обозначения НО [ 251 ]
2. Условные графические обозначения для схем и чертежей моделей железных дорог [ 254 ]
3. Условные графические обозначения для электрических схем моделей железных дорог [ 257 ]
4. Буквенные обозначения элементов схем моделей железных дорог [ 260 ]
5. Масштабная линейка [ 261 ]
УКАЗАТЕЛЬ РИСУНКОВ
Рис. 1. Модель паровоза Р. Тревитика [ 6 ]
Рис. 2. Модели-игрушки отечественного производства [ 9 ]
Рис. 3. Набор железной дороги в масштабе 1:87 с блоком управления [ 10 ]
Рис. 4. Моделисты за работой [ 12 ]
Рис. 5. Фрагмент железнодорожного макета с моделями локомотивов 20-х годов [ 13 ]
Рис. 6. Макет станции "Кочки" в масштабе 1:87 [ 14 ]
Рис. 7. Модель бронепоезда периода Великой Отечественной войны [ 15 ]
Рис. 8. Макеты железнодорожных сооружений из архитектурного комплекса бывшей Московско-Окружной дороги [ 15 ]
Рис. 9. Сравнительные изображения паровоза П36 и паровоза Е.А. и М.Е. Черепановых [ 17 ]
Рис. 10. Паровозы, связанные с жизнью и деятельностью В. И. Ленина [ 18 ]
Рис. 11. Локомотивы на пьедесталах [ 21 ]
Рис. 12. Первые советские локомотивы [ 22 ]
Рис. 13. Схемы размещения макета [ 25 ]
Рис. 14. Варианты макета [ 27 ]
Рис. 15. Макет витринного типа [ 28 ]
Рис. 16. Схема консольного макета и конструкция полок-консолей [ 28 ]
Рис. 17. Конструкция рамы подмакетника [ 33 ]
Рис. 18. Соединение деревянных деталей [ 33 ]
Рис. 19. Ярунок [ 34 ]
Рис. 20. Металлический каркас подмакетника [ 35 ]
Рис. 21. Шарнирные устройства для откидных подмакетников [ 35 ]
Рис. 22. Путевые схемы [ 36 ]
Рис. 23. Порядок нумерации станционных путей [ 37 ]
Рис. 24. Путевые схемы станций [ 38 ]
Рис. 25. Путевые схемы простейших макетов [ 39 ]
Рис. 26. Варианты схем замкнутого рельсового пути [ 40 ]
Рис. 27. Рельсовый путь с примыканием возвратных петель [ 41 ]
Рис. 28. Рельсовые схемы замкнутых путей [ 42 ]
Рис. 29. Рельсовая схема, образованная овалом, имеющим примыкания в противоположных направлениях [ 43 ]
Рис. 30. Схема незамкнутого рельсового пути [ 43 ]
Рис. 31.Рельсовые схемы консольных макетов [ 43 ]
Рис. 32. Варианты комбинированных рельсовых схем макетов с путевым развитием разъездов и станций [ 44 ]
Рис. 33. Нижнее строение пути на макете [ 45 ]
Рис. 34. Конструкция каркаса макета [ 46 ]
Рис. 35. Бруски для изготовления насыпи и установки сигналов [ 46 ]
Рис. 36. Изготовление возвышенности с использованием бумажных комков [ 48 ]
Рис. 37. Каркасы рельефа [ 49 ]
Рис. 38. Звенья железнодорожного пути в масштабе 1:87 [ 53 ]
Рис. 39. Профили рельсов и стыковые соединения [ 54 ]
Рис. 40. Прокатный станок для изготовления рельсов [ 54 ]
Рис. 41. Профили фасонных резцов для изготовления рельсопрокатных валков [ 55 ]
Рис. 42. Приспособление для правки рельсов [ 55 ]
Рис. 43. Пресс-форма для изготовления шпальной решетки [ 56 ]
Рис. 44. Основные размеры шпалы и промежуточных рельсовых скреплений для колеи 16,5 мм (масштаб 1:87 НО) [ 56 ]
Рис. 45. Изготовление рельсов на оправке [ 57 ]
Рис. 46. Тупиковые упоры [ 57 ]
Рис. 47. Элементы плана и профиля железнодорожного пути [ 59 ]
Рис. 48. Стрелочные переводы [ 60 ]
Рис. 49. Глухое пересечение [ 60 ]
Рис. 50. Соединение путей [ 61 ]
Рис. 51. Самодельный стрелочный перевод [ 62 ]
Рис. 52. Ручной переводной механизм стрелочного перевода [ 65 ]
Рис. 53. Поперечные профили однопутной насыпи и выемки [ 66 ]
Рис. 54. Водоотводной лоток и мощеный откос [ 67 ]
Рис. 55. Типы мостов [ 67 ]
Рис. 56. Пролетные строения мостов [ 68 ]
Рис. 57. Макеты металлических мостовых пролетных строений [ 69 ]
Рис. 58. Деревянный железнодорожный мост [ 70 ]
Рис. 59. Труба [ 70 ]
Рис. 60. Путепровод с металлическим пролетным строением [ 71 ]
Рис. 61. Каменный виадук [ 71 ]
Рис. 62. Схема построения отверстия тоннеля [ 72 ]
Рис. 63. Портал из бетона однопутного тоннеля [ 72 ]
Рис. 64. Подпорные стенки [ 72 ]
Рис. 65. Путевые знаки [ 73 ]
Рис. 66. Общий вид двухкрылого и однокрылого семафоров и их схематические показания [ 76 ]
Рис. 67. Предупредительный диск и маневровый щит [ 77 ]
Рис. 68. Светофор прожекторный и линзовый [ 78 ]
Рис. 69. Конструкции линзовых светофоров [ 79 ]
Рис. 70. Светофор на один сигнальный огонь с квадратным щитом [ 80 ]
Рис. 71. Светофорный мостик и консоль [ 81 ]
Рис. 72. Упрощенная схема показаний входных и выходных сигналов [ 83 ]
Рис. 73. Постоянные сигнальные знаки [ 84 ]
Рис. 74. Переносные сигнальные знаки и стрелочный пост - место их хранения [ 86 ]
Рис. 75. Шаблон для изготовления решетки и кондуктор для сборки семафорной мачты [ 87 ]
Рис. 76. Решетчатая мачта из проволоки до обработки и после обработки [ 89 ]
Рис. 77. Ручной семафорный привод и схема монтажа нескольких рычагов для
разных сигналов [ 90 ]
Рис. 78. Схема привода двухкрылого семафора или семафора с диском сквозного прохода [ 91 ]
Рис. 79. Схема расположения предупредительного диска и семафора на макете [ 91 ]
Рис. 80. Схема привода предупредительного диска или маневрового щита [ 92 ]
Рис. 81. Кондуктор для сборки светофорной головки [ 93 ]
Рис. 82. Блоки управления типов МЕ005, БП-1 и "Экспресс" [ 96 ]
Рис. 83. Принципиальная электрическая схема блока управления типа МЕ005 [ 96 ]
Рис. 84. Конструкции магнитопроводов [ 99 ]
Рис. 85. Изготовление трансформаторных катушек [ 101 ]
Рис. 86. Принципиальная электрическая схема самодельного блока управления [ 102 ]
Рис. 87. Графическое изображение выходного напряжения при различных величинах сопротивления потенциометра RP [ 103 ]
Рис. 88. Принципиальная электрическая схема электронного блока управления [ 104 ]
Рис. 89. Кострукция стрелочного перевода типа Р31 и схемы подключения стрелочных переводов различных типов [ 105 ]
Рис. 90. Принципиальная электрическая схема блок-сигнала МЕ050 [ 106 ]
Рис. 91. Схема автоблокировки участка [ 107 ]
Рис. 92. Конструкция и схема самодельного электрического привода [ 108 ]
Рис. 93. Подключение путевых схем [ 109 ]
Рис. 94. Принципиальная электрическая схема автоматизированного разъезда [ 110 ]
Рис. 95. Схема управления движением [ 111 ]
Рис. 96. Размещение переходного участка и его подключение [ 112 ]
Рис. 97. Размещение разрешающего участка и его подключение [ 113 ]
Рис. 98. Схема подключения совмещенного переходного и разрешающего участков [ 114 ]
Рис. 99. Схема постепенного снижения скорости локомотива с остановкой при запрещающем сигнале и
схема плавного трогания локомотива после открытия сигнала [ 115 ]
Рис. 100. Принципиальная электрическая схема автоблокировки с трехзначной
сигнализацией [ 116 ]
Рис. 101. Работа автоблокировки с трехзначной сигнализацией [ 118 ]
Рис. 102. Подключение наклонного участка пути и участка пути перед тупиковым
упором [ 121 ]
Рис. 103. Подключение стрелочных переводов [ 121 ]
Рис. 104. Схема подключения петли возврата [ 123 ]
Рис. 105. Схема подключения поворотного треугольника [ 124 ]
Рис. 106. Электрическая схема автоматизированного переезда со звуковой и световой сигнализацией [ 124 ]
Рис. 107. Монтаж электрических проводов [ 126 ]
Рис. 108. Приборы для проверки электрических цепей макетов [ 126 ]
Рис. 109. Пульт управления [ 127 ]
Рис. 110. Фасонный резак для воспроизведения бревенчатых стен и
оправки для изготовления деталей оконных переплетов [ 131 ]
Рис. 111. Соединение стен макета здания и сборка каркаса здания на поверочной плите [ 132 ]
Рис. 112. Способы воспроизведения металлической и черепичной кровли [ 133 ]
Рис. 113. Приспособление для рифления картона [ 133 ]
Рис. 114. Макет веерного паровозного депо с поворотным кругом [ 135 ]
Рис. 115. Геометрическая форма здания веерного депо [ 136 ]
Рис. 116. Веерного паровозное депо бывшей Рязано-Уральской дороги [ 137 ]
Рис. 117. Прямоугольное паровозное депо [ 137 ]
Рис. 118. Тепловозное депо [ 138 ]
Рис. 119. Журавль для загрузки угля в тендер [ 139 ]
Рис. 120. Кустовой бункер [ 140 ]
Рис. 121. Нефтераздаточный бак [ 141 ]
Рис. 122. Пункт экипировки тепловозов [ 142 ]
Рис. 123. Водонапорная башня [ 143 ]
Рис. 124. Гидроколонны для снабжения паровозов водой [ 143 ]
Рис. 125. Устройства для поворота локомотивов [ 144 ]
Рис. 126. Виды поворотных кругов [ 145 ]
Рис. 127. Пассажирские здания бывшей Рязано-Уральской дороги [ 147 ]
Рис. 128. Макет современного пассажирского здания [ 148 ]
Рис. 129. Пригородный пассажирский павильон [ 148 ]
Рис. 130. Железобетонный пешеходный надпутный мост [ 149 ]
Рис. 131. Высокие пассажирские платформы из железобетонных конструкций [ 150 ]
Рис. 132. Низкая пассажирская платформа [ 150 ]
Рис. 133. Сооружения грузового хозяйства [ 150 ]
Рис. 134. Прирельсовый склад из железобетонных конструкций [ 151 ]
Рис. 135. Распорядительно-исполнительный пост [ 153 ]
Рис. 136. Пост электрической централизации [ 153 ]
Рис. 137. Горочный пост [ 154 ]
Рис. 138. Линейно-путевое здание [ 154 ]
Рис. 139. Общий вид переезда и схема привода закрытия шлакбаумов [ 155 ]
Рис. 140. Изготовление макетов опор воздушных линий связи [ 155 ]
Рис. 141. Подвеска контактной сети [ 156 ]
Рис. 142. Цепная контактная подвеска с опорными струнами [ 156 ]
Рис. 143. Анкерная опора [ 157 ]
Рис. 144. Конструкция контактной сети в плане [ 158 ]
Рис. 145. Пресс-форма для изготовления опор [ 158 ]
Рис. 146. Конструкция поддерживающих устройств с консолью [ 159 ]
Рис. 147. Сборка секций контактной подвески [ 159 ]
Рис. 148. Фрагмент макета с деревьями, сделанными из природных материалов [ 162 ]
Рис. 149. Виды мхов [ 163 ]
Рис. 150. "Лесной массив", изготовленный посредством тканевого "помоста" [ 165 ]
Рис. 151. Изготовление деревьев из проволоки [ 165 ]
Рис. 152. Простейший способ изготовления спиралей [ 166 ]
Рис. 153. Ориентировочная высота и формы различных деревьев [ 168 ]
Рис. 154. Способы имитации злаковых растений [ 170 ]
Рис. 155. Имитация водоемов на макете [ 173 ]
Рис. 156. Разрез шоссейной дороги [ 175 ]
Рис. 157. Двухсекционный грузовой электровоз переменного тока ВЛ80Т [ 179 ]
Рис. 158. Рассажирский паровоз типа 1-3-0 серии Н В [ 183 ]
Рис. 159. Вагоны пассажирского парка [ 185 ]
Рис. 160. Вагоны грузового парка [ 186 ]
Рис. 161. Модели локомотивов [ 188 ]
Рис. 162. Модели вагонов [ 189 ]
Рис. 163. Модели локомотивов, изготовленные зарубежными фирмами [ 190 ]
Рис. 164. Системы электроснабжения [ 192 ]
Рис. 165. Модели советских локомотивов [ 194 ]
Рис. 166. Модели советских вагонов [ 196 ]
Рис. 167. Модели локомотивов, полученные путем переделки промышленных изделий [ 196 ]
Рис. 168. Электродвигатели для моделей локомотивов [ 199 ]
Рис. 169. Кинематические схемы редукторов моделей локомотивов [ 200 ]
Рис. 170.Модель паровоз серии Н В (автор Б.С. Федоров) [ 202 ]
Рис. 171.Экипажная часть модели паровоза [ 203 ]
Рис. 172.Колесная пара паровоза [ 204 ]
Рис. 173.Пресс-форма для изготовления колес [ 204 ]
Рис. 174.Конструкция сборного колесного центра [ 205 ]
Рис. 175.Съемник колес [ 206 ]
Рис. 176.Схема электрооборудования модели паровоза [ 206 ]
Рис. 177.Движущий и парораспределительный механизмы модели паровоза [ 207 ]
Рис. 178. Конструкция сборного дышла [ 207 ]
Рис. 179. Узлы крепления деталей движущего и парораспределительного механизма [ 208 ]
Рис. 180. Цилиндровый блок [ 208 ]
Рис. 181. Корпус модели паровоза [ 209 ]
Рис. 182. Тележка модели паровоза [ 210 ]
Рис. 183. Кузов модели электровоза [ 212 ]
Рис. 184. Конструкция жалюзи для моделей [ 213 ]
Рис. 185. Токоприемник электровоза [ 214 ]
Рис. 186. Буксовые узлы грузового, пассажирского вагонов и боковины тележек грузового, пассажирского вагонов [ 216 ]
Рис. 187. Система светоприводов в модели локомотива [ 217 ]
Рис. 188. Габарит приближения строений на прямых участках [ 223 ]
Рис. 189. Габарит приближения строений на кривых участках [ 224 ]
Рис. 190. Профиль рельса и стыковое рельсовое соединение [ 226 ]
Рис. 191. Размеры элементов верхнего строения железнодорожного пути [ 227 ]
Рис. 192. Неподвижная крестовина с усовиками и контррельсами [ 228 ]
Рис. 193. Неподвижная тупая крестовина [ 228 ]
Рис. 194. Размещение контактного провода [ 229 ]
Рис. 195. Взаимодействие токоприемника и контактного провода [ 229 ]
Рис. 196. Габарит подвижного состава [ 230 ]
Рис. 197. Колесная пара и путь [ 230 ]
Рис. 198. Профиль поверхности катания колеса [ 231 ]
Рис. 199. Колесная пара с цилиндрическими подшипниками [ 231 ]
Рис. 200. Колесная пара с коническими подшипниками [ 232 ]
Рис. 201. Сцепное устройство [ 232 ]
Рис. 202. Унифицированная сцепка для типоразмера N [ 233 ]
Рис. 203. Стандартная сцепка для типоразмера HO [ 233 ]
Рис. 204. Подвод тока к локомотивам при двухрельсовом питании на электрофицированных и неэлектрофицированных путях [ 234 ]
Рис. 205. Направление движения при двухрельсовом питании [ 234 ]
Рис. 206. Построение масштабной линии [ 237 ]
Рис. 207. Общий вид шкафа-мастерской моделиста [ 240 ]
Рис. 208. Паяльная трубка (февка) [ 246 ]
Рис. 209. Монтажный столик с увеличительным стеклом [ 247 ]
Рис. 210. Приспособление для сверления отверстий малого диаметра [ 247 ]
Рис. 211. Приспособления для изгибания и опиловки уголков [ 248 ]
Рис. 212. Приспособления для имитации заклепочных швов [ 249 ]
___________________________________________________________________
Производственное издание
Барковсков Борис Владимирович,
Прохазка Карел,
Рагозин Лев Николаевич
МОДЕЛИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Переплет художника Л. Е. Смирнова
Технический редактор Н. И. Горбачева
Корректор-вычитчик Е. И. Белукова
Корректор Н. Е. Рыдзинская
ИБ № 3017
___________________
Сдано в набор 12.11.87. Подписано в печать
26.10.88. Формат 70х90'/16. Бум. офс. № 1. Гарнитура
литературная. Печать офсетная. Усл.
печ. л. 19,31. Усл. кр.-отт. 38,62. Уч.-изд. л. 19,54.
Тираж 30000 экз. Заказ 6056. Цена 1 р. 40 к.
Изд. № 1-3-3/1. № 2708.
Ордена «Знак Почета»
издательство «ТРАНСПОРТ»,
103064, Москва, Басманный туп., 6а
Ордена Трудового Красного Знамени типография
издательства Куйбышевского обкома КПСС,
443086, г. Куйбышев, пр. Карла Маркса, 201.
___________________________________________________________________