ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
С.С.Баранов.    Железнодорожный транспорт в моделях самоделках



Дорога прошла в истории почти такой же путь, как и колесо. Дорога изменялась, улучшалась, появлялись ее разновидности: грунтовые, шоссейные, железные и асфальтовые дороги.

Изменялся транспорт, изменялся и путь.

Вначале не было дорог. Ездили по естественным путям, объезжая препятствия: где нет камней, коряг, леса, там и дорога. Для редких поездок не было смысла строить дорогу. Она появилась тогда, когда по одному и тому же пути начало ездить много народу туда и обратно. Подрубят сучья, своротят на сторону слишком большие камни да выкорчуют пни — вот и грунтовая дорога. Ни о защите от воды и размыва, от снежных заносов — ни о чем этом не думали. Весной и осенью не езда, а мученье. Да и летом: колеса проделывают глубокие колеи, ехать по ним очень трудно, рискуешь сломать ось. По болотам и трясинам колеса утопают, повозки ломаются, застревают.

Дорога должна быть проложена так, чтобы она была приспособлена к местности и транспорту. Тяжелые грузовики или артиллерия требуют дороги, выдерживающей большую тяжесть. Надо, чтобы не образовались колеи, чтобы не выступил грунт по бокам. Если дорога проложена по скалистой местности, она выдержит любой груз, ее не размоет ни весенняя, ни дождевая воды. В песчаной местности, где грузовики будут вязнуть, придется песок вынуть и дорогу замостить. Но прямо по песку мостить камнем тоже нельзя — камни будут под тяжестью колес уходить в песок. Дорога требует фундамента. Песок выбирают глубже, засыпают слоем щебня, крупным гравием, трамбуют и по нему уже мостят камнем. Щебень выдерживает большую тяжесть и не дает камню уходить вглубь или разъезжаться.

Надо еще, чтобы вода не застаивалась на дороге. Дорогу делают со скатами к краям—вода стекает на обе стороны в специальные, вдоль дороги выведенные канавы. Канавы должны быть с уклоном, чтобы и в них вода не застаивалась, не просачивалась под полотно дороги, а стекала в низины, реки, озера.

Чем глаже поверхность дороги, тем лучше для транспорта, но по очень гладкой поверхности в дождь или изморозь лошадь будет скользить, шипы ее подков должны зацепляться за неровности дороги, тогда лошадь сможет упираться и тянуть. Для автомобиля, чем поверхность ровнее, тем лучше. Автомобиль любит асфальтированную или грунтовую дорогу. Подковам лошади необходима шероховатость, а колесам—гладь. Чем меньше трение колес о дорогу, тем меньше усилий затратят лошади.

Стали пробовать делать такие дороги, чтобы гладкая часть была только под колесами. На многих рудниках в Германии уже в XVI веке устраивали деревянные лежни, как рельсы, по ним катились колеса, а лошадь ступала по грунту (рис. 9). Дорога с деревянными рельсами, построенная в Англии в XVII веке, представлена на рис. 10.

Позже для большей прочности и выносливости деревянные рельсы заменили чугунными уголковыми (рис. 11), иной раз придавая рельсу форму корыта, чтобы колеса с них не соскакивали. Чугунным рельсам пришли на смену железные как более прочные. Когда пришло время



7

OCR: MasterRU
пред.
© ReSim Laboratory   2006-2010
след.