статья из журнала «Судостроение»
Военное кораблестроение
СОВЕТСКИЕ ТОРПЕДНЫЕ КАТЕРА
Е. И. Юхнин
Как известно, первую успешную атаку с помощью самодвижущихся мин (торпед) осуществили
русские моряки. Произошло это в ночь на 14 января 1878 г. вблизи Батумского рейда,
когда минные катера «Чесма» и «Синоп» потопили с помощью торпед Уайтхеда турецкий
пароход «Интибах». Эти катера и послужили прообразом отечественных миноносок и
торпедных катеров.
Первой программой советского военного кораблестроения 1926—1932 гг. предусматривалась
постройка 36 торпедных катеров (ТКА). В Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ)
под руководством А. Н. Туполева, ставшего впоследствии академиком и трижды Героем
Социалистического труда, был разработан проект первого отечественного ТКА, корпус
которого имел редан и представлял собой увеличенный по размерам поплавок гидросамолета.
В 1926 г. в ЦАГИ был построен опытный образец дюралюминиевого ТКА проекта «ГАНТ-3»
водоизмещением ок. 10т с одним 450-мм торпедным аппаратом лоткового типа'. ЭУ —
два бензиновых авиадвигателя мощностью по 600 л. с. Во время испытаний на Черном море в 1927 г.
катер, получивший название «Первенец», развил скорость 55 уз. В серию этот корабль не пошел.
Затем был спроектирован, построен и испытан новый ТКА проекта «ГАНТ-4» с улучшенными
мореходными качествами. Он имел водоизмещение ок. 12 т, скорость 48—50 уз и два
торпедных аппарата лоткового типа калибром 450 мм. В 1928 г. этот катер приняли к
серийной постройке под обозначением «Ш-4». Всего до 1932 г. по этому проекту было
построено 59 катеров. Основным их недостатком была слишком малая мореходность — 2 балла.
Это послужило толчком к их дальнейшему совершенствованию.
Также в ЦАГИ был спроектирован более совершенный ТКА проекта 116 (обозначение «Г-5»)
водоизмещением ок. 15 т, скоростью 48—54 уз (в зависимости от мощности установленных
двигателей от 2X800 до 2x1000 л. с.) с двумя 533-мм торпедами в аппаратах лоткового типа.
Они начали поступать на флот в 1935 г. и их строительство продолжалось и во время Великой
Отечественной войны. До 1943 г. построен 251 катер.
Катера «Ш-4» и «Г-5» имели клепанные корпуса из дюралюминиевого сплава.
В 1939—1940 гг. успешно выдержал все испытания большой ТКА проекта «Д-3» с деревянной
обшивкой. Этот катер с остроскулыми обводами имел водоизмещение 35 т, скорость от 37 до
45 уз (в зависимости от установленных двигателей от 2X850 до 2X1200 л. с), был вооружен
двумя торпедами калибром 533 мм с бугельным сбросом и двумя пулеметами калибром 7,62 мм.
В довоенное время судостроители передали морякам Балтийского, Черноморского и
Тихоокеанского флотов 269 торпедных катеров.
В начале войны пришлось прекратить строительство больших кораблей и ускорить и расширить
строительство быстроходных, пригодных для перевозки по железным дорогам в собранном виде
боевых катеров. После того, как немецкие войска заняли Херсон, Николаев и Феодосию, где
строились боевые катера, их производство было организовано в Тюмени, Сосновке
Вятско-Полянского района Кировской области, Балаково и Зеленодольске на эвакуированном
оборудовании направленными туда судостроителями, что позволило в очень короткие сроки
наладить строительство ТКА. Построеные на периферийных заводах катера перевозили по
железным дорогам и рекам на театры военных действий. Так, из Тюмени торпедные катера
приходилось доставлять на Черное море через Красноводск морем до Баку, а затем по
железной дороге в Батуми.
В Тюмени на заводе № 639 было организовано КБ, в котором работали д-р техн. наук,
профессор Ленинградского кораблестроительного института С. Н. Благовещенский,
профессор В. К. Дормидонтов, канд. техн. наук А. А. Правдин, Ф. Л. Ливенцев.
Очень хорошо проявили себя на конструкторской работе местные специалисты
В. М. Калмыков и Ф. Н. Доровских. КБ обеспечивало разработку проектно-конструкторской
документации для строительства ТКА проекта 116 XII и XIII серий с американскими
двигателями «Паккард» и рядом конструктивных изменений, включая бортовой сброс
торпед вместо кормового сброса по желобам, разработало проект нового ТКА 123бис,
по которому на Тюменском заводе было построено в годы Великой Отечественной войны
и после ее окончания 120 катеров. После войны в Феодосии на заводе № 831 было
построено еще 205 ТКА этого проекта.
В Ленинграде на заводе № 5 в 1944—45 гг. производили сборку и монтаж получаемых из
США разборных конструкций, секций, оборудования и комплектующих изделий ТКА
английской фирмы «Воспер» и американской «Элко». Эти катера имели водоизмещение
45—50 т, скорость полного хода 36—39 уз, суммарную мощность ГД 3600—4000 л. с.,
дальность плавания 420—450 миль, вооружение — две торпеды калибром 533 мм и 20-мм
автоматическую артустановку «Эрликон». Корпуса этих ТКА (рис. 1) были деревянные
с применением бакелизированной фанеры. Всего было построено (собрано) 14 катеров
типа «Воспер» и 23 катера типа «Элко».
В Сосновке под руководством Н. Н. Исанина (будущего академика и дважды Героя
Социалистического труда) были спроектированы для крупносерийного поточного
производства ТКА и малые охотники за подводными лодками проекта 200 в том же
корпусе, с одинаковыми силовыми установками (главный конструктор Л. Л. Ермаш).
Головной отечественный ТКА проекта ТД-200бис (главный конструктор Л. Л. Брмаш) строился
на заводе № 5. До 1952 г. было выпущено 163 таких катера. Катера проекта ТД-200бис были
спроектированы в том же корпусе, что и малый охотник за подлодками проекта ОД-200. С
теми же главными размерениями, что и ТД-200бис и ОД-200 был разработан вариант ТКА
проекта ТМ-200 со стальным корпусом. По этому проекту Рыбинским судостроительным
заводом в 1943—45 гг. было построено 24 корабля.
Тактико-технические элементы (ТТЭ) ТКА проекта ТД-200бис:
водоизмещение 48,2 т,
скорость полного хода 38 уз,
мощность ГД 2x1000 л. с,
дальность плавания 600 миль (при 25 уз) или 1000 миль (8 уз),
вооружение — 2 торпеды калибром 533 мм и 2 спаренных турельных пулемета калибром 12,7 мм.
Впервые в СССР на ТКА этого проекта были установлены РЛС опознования «Факел-М» и
обнаружения «Зарница". Катера имели следующие главные размерения: 23,7X4,7x2,5 м (рис. 2).
На основе опыта боевого использования торпедных катеров в годы Великой Отечественной войны,
изучения и анализа проектов иностранных ТКА («Хиггинс», «Воспер», «Элко») конструкторы
особого конструкторского бюро (ОКБ-5) НКВД совместно с конструкторами КБ завода № 5
приступили к разработке проекта и рабочих чертежей четырехвального крупного ТКА проекта
183 (главный конструктор П. Г. Гойнкис). Головной катер этого проекта был построен и сдан
в 1949 г. (рис. 3). За создание этого катера П. Г. Гойнкису и начальнику корпусного отдела
Е. А. Попову была присуждена Государственная (Сталинская) премия.
После корректировки чертежей по результатам постройки и испытаний головного катера
в 1952 г. было начато серийное строительство ТКА проекта 183 в Ленинграде, Владивостоке
и Сосновке. Всего по этому проекту и его модификациям (199, 183ТК, 183А, 183Ц и 183Э)
было построено 674 катера.
Торпедные катера, построенные по проекту 183, считались лучшими в мире. Они имели
следующие ТТЭ: водоизмещение 67 т, скорость полного хода 43 уз, дальность плавания
600 миль (при 33 уз) или 1000 миль (14 уз), главные двигатели — 4 дизеля марки М50фтк
мощностью по 1200 л. с, вооружение — 2 торпеды калибром 533 мм и 2 спаренных
25-мм зенитных автомата. Корпуса этих катеров были деревянными.
Из большого количества модификаций торпедных катеров проекта 183 следует отметить:
проект 199 — охотник за подводными лодками для мор-погранохраны с гидроакустической
станцией «Тамир». По этой модификации было построено 52 катера;
проект 183ТК —с установкой пятого (форсажного) главного двигателя — газовой турбины
марки М-1 мощностью 4000 л. с. (главный конструктор В. Д. Колосов). Было построено
25 катеров этой модификации (рис. 4), в том числе два катера с носовым подводным крылом.
Такое крыло с тремя опорными стойками изготовлялось из нержавеющей стали марки 1Х18Н9Т,
но его жесткость оказалась недостаточной. Между опорами крыло изгибалось со стрелкой
прогиба в несколько сантиметров, что однако практически не ухудшило его гидродинамических
качеств. Катера имели скорость ок. 52 уз при возросшем против проектного водоизмещении
83 т. Недостатком этого проекта было наличие пяти гребных винтов с кронштейнами, валами
и тремя рулями, что в глиссирующем режиме создавало чрезмерно большое дополнительное
сопротивление, а также сильно усложняло механическую установку катера;
проект 183А с наружной обшивкой из арктилита, представляющего собой аналог бакелизированной
фанеры (у которой между слоями шпона запрессована сетка из рояльной проволоки). Этот материал
был создан ВИАМом для лыж аэросаней, так как выявилось, что лыжи из дерева очень быстро
изнашиваются, особенно при проходе по торосистому льду рек и озер, а стальные при остановке
аэросаней примерзают ко льду, мерзлой земле или же на них намерзает много снега. В серийном
строительстве катеров арктилит для наружной обшивки не применялся, так как был снят с
производства;
проект 183Ц — радиотелеуправляемый катер-мишень для тренировок ракетчиков, летчиков,
артиллеристов и т. д. По этой модификации было построено 60 катеров.
В 1956—60 гг. в ЦКБ-5 был разработан последний в СССР проект торпедного катера (206),
имеющего водоизмещение 160* т, скорость полного хода 45 уз, дальность плавания 600 миль
(при 35 уз) или 1000 миль (экономическим ходом), вооружение — 4 торпеды калибром 533 мм
и 2 спаренные артустановки Ак-230 калибром 30-мм, скорострельностью 1000 выстр./мин.
Боезапас по 500 патронов на ствол, дистанционное управление артстрельбой от РЛС MP-104
с дальностью обнаружения по ТКА—12 км, по самолету — 20 км. В модификации с носовым
подводным крылом устанавливалась одна спаренная артиллерийская установка калибром 57 мм,
ГД — 3 дизеля марки М503 мощностью по 4000 л. с. с возможностью последующей замены их
на дизели марки М504 мощностью по 5000 л. с. (рис. 5).
Вследствие того, что главные размерения и водоизмещение ТКА проекта 206 (33,6X6,74X3,75 м)
оказались близкими к размерениям ракетного катера проекта 205 (37.5Х Х7,6Х4,0 м), было
принято решение строить торпедные катера в одном корпусе с одинаковой энергетической
установкой с ракетными катерами. Головной и серийный ТКА проекта 206 строились на
Ярославском судостроительном заводе. Сварной корпус головного катера из высоколегированной
стали СХЛ-4 и СХЛ-5 толщинами от 4 до 6 мм получился со значительными бухтинами и «горбинами»
в стыках и пазах наружной обшивки, и по требованию директора завода Д. Т. Дубченко корпус
головного был забракован и разделан на металлолом. Решительные меры со стороны директора
заставили более требовательно отнестись к качеству сварки корпуса. В дальнейшем,
изготовленные на Ярославском заводе корпуса были лучшими по сравнению с корпусами катеров,
строившихся на других заводах в Ленинграде и во Владивостоке.
По проекту 206 и его модификациям 206М и 206Э было построено 123 ТКА как без носового
подводного крыла, так и с ним (рис. 6).
Из торпедных катеров послевоенной постройки (1956—60 гг.) следует отметить катера двух
проектов — 184 и 125, разработанных под руководством главного конструктора В. М. Бурлакова
и построенных на Феодосийском судостроительном заводе «Море».
В 1956 г. построено два торпедных катера проекта 184 (рис. 7). Корпус (21,6x5,0x2,1 м) был
без редана из дюралюминия. ТТЭ катера: водоизмещение 34 т, максимальная скорость 46 уз,
дальность плавания 300 миль (при 45 уз) или 500 миль (33 уз), вооружение — 2 торпеды
калибром 533 мм и 2 спаренных 14,7-мм пулемета.
Катера на подводных крыльях проекта 125 имели главные размерения 25,0X4,9X2,6 м,
водоизмещение 60 т, максимальную скорость 68 уз, дальность плавания 400 миль,
вооружение — 2 торпеды калибром 533 мм и 2 спаренные артустановки калибром 25 мм,
ЭУ — 2 дизеля марки М-503 мощностью по 4000 л. с. и форсажную турбину марки 20П с
тягой 4000 кг.
В 1960 г. построено 2 катера для ВМФ и 16 катеров для морпогранохраны.
На испытаниях было установлено, что катер этого проекта можно использовать на волнении
3 балла при скорости не более 45 уз.
В послевоенные годы вообще наблюдалась тенденция увеличения водоизмещения всех классов
кораблей, включая катера. Так, США, Англия, Швепия и ФРГ пошли по пути создания торпедных
катеров, имеющих водоизмещение до 300 т, дальность плавания и скорость за счет увеличения
числа торпед с 2-х до 4—6, усиления артиллерийского и радиотехнического вооружения и
повышения мощности главных двигателей.
Торпедные катера эффективно использовались в голы Великой Отечественной войны, они
потопили более 230 кораблей и судов противника. 67 морякам-катерникам было присвоено
звание Героя и дважды Героя Советского Союза.
Военные действия показали, что ТКА даже в небольшом количестве, помимо потопления судов,
сковывают действия ВМС противника и осложняют высадку десанта.
Учитывая возможность получения более скоростных торпед с большей дальностью действия и
с более эффективными головками самонаведения, малую радиолокационную видимость катера,
которая может быть еще уменьшена за счет оптимальных формообразований и применения
радиопоглощающих покрытий верхних конструкций катера, а также относительно низкую
стоимость постройки торпедных катеров (примерно в 40 раз дешевле эсминца и в
200 раз — крейсера), следует считать преждевременным мнение о нецелесообразности
дальнейшего строительства ТКА. Наличие мертвой зоны при использовании ракетного оружия,
невозможность использования ракет в шхерных районах и транспортабельность ТКА по
железным дорогам подтверждают вышесказанное. Представляется целесообразным строительство
боевых катеров с комбинированным — ракетным и торпедным вооружением, суммирующим
положительные особенности торпедных и ракетных катеров.
________________________________________________________________________________________
'Подробнее о первых торпедных катерах советской постройки — см. в рубрике «Строки из архива» //Судостроение. 1987. № 2. С. 65-66.
* В последующем, в связи с усилением средств ПВО и постройкой катеров в корпусе РКА проекта 205 водоизмещение возросло до 260 т.
________________________________________________________________________________________
|