статья из журнала «Судостроение»
Проектирование судов
АТОМНЫЙ МЕЛКОСИДЯЩИЙ ЛЕДОКОЛ «ТАЙМЫР»
Л.Г. Цой, А.К. Синяев
Потребность морского флота в ледоколах с ограниченной осадкой, призванных продлить
навигацию в прибрежных районах арктических морей и устьях сибирских рек, определилась
еще в начале 70-х годов. Первыми такими судами стали дизель-электрические ледоколы
типа «Капитан Сорокин» мощностью около 18 МВт (1977 г.).
Опыт подтвердил соответствие этих судов гидрографическим особенностям районов эксплуатации.
Но одновременно выяснилось, что для надежного и эффективного круглогодичного
функционирования одной из важнейших арктических линий Мурманск — Дудинка, где лимитирующим
является енисейский участок трассы, необходимы более мощные мелкосидящие ледоколы с
повышенными ледопроходимвстью и автономностью.
Согласно выполненному ЦНИИМФом и Союзморнинпроектом технико-экономическому обоснованию
такие ледоколы, имея минимальную рабочую осадку около 8 м, должны преодолевать непрерывным
ходом припайный лед толщиной до 1,8 м. Для исключения затрат времени на пополнение запасов
топлива и для поддержания постоянной минимальной рабочей осадки было признано целесообразным
применить атомную энергетическую установку. Как показали ранние проработки, потребная
мощность на валах такого ледокола должна составлять не менее 30 МВт. Произведенные с учетом
продления сроков навигации и перспектив развития ледокольно-транспортного флота
сопоставительные эксплуатационно-экономические расчеты свидетельствуют, что мелкосидящий
ледокол с АЭУ будет эффективнее существующих ледоколов типа «Капитан Сорокин» с ДЭУ.
Новый ледокол под названием «Таймыр», предусмотренный программой пополнения флота в 12-й
пятилетке, был заказан в Финляндии. Разработанные ЦНИИМФом основные технико-эксплуатационные
требования были переданы фирме «Вяртсиля мэрин» в 1980 г. Учитывая отсутствие у фирмы опыта
в проектировании и строительстве атомных судов, было принято решение об участии в этом
проекте Минсудпрома, на организации которого возлагались работы по центральному
энергетическому отсеку (ЦЭО) и установке на ледоколе однореакторной атомной паропроизводящей
установки (АППУ). Кроме того, была создана группа экспертов из специалистов Минморфлота и
фирмы-строителя, которой в достаточно короткие сроки удалось решить ряд сложнейших вопросов,
связанных с новыми техническими решениями в части удовлетворения требований по ограничению
осадки и главных размерений ледокола, а также его маневренности и ледопроходимости.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Длина, м |
|
наибольшая без кормового кринолина |
150,0 |
по КВЛ |
140,8 |
Ширина, м |
|
наибольшая |
29,2 |
по КВЛ |
28,0 |
Высота борта до главной палубы, м |
15,2 |
Осадка, м |
|
максимальная |
9,0 |
по КВЛ (минимальная рабочая) |
8,0 |
Водоизмещение при осадке по КВЛ, т |
19000 |
Дедвейт, т |
|
минимальный |
705 |
максимальный |
3550 |
Мощность на валах, кВт |
|
максимальная при работе резервных дизель-генераторов |
35500 |
длительная во льдах |
32500 |
длительная на чистой воде |
25000 |
Скорость на чистой воде, уз |
18,5 |
Экипаж, чел. |
110 |
В 1982 г. фирма выполнила предконтрактный проект, однако не все принятые в нем решения
могли удовлетворить заказчика. Совместная работа позволила значительно улучшить проект
и повысить его эксплуатационные качества. В частности, при сохранении ограниченной осадки
и жесткой экономии в составляющих нагрузки удалось уменьшить длину судна на 5,4 м и ширину
на 0,6 м. Эти размерения получены при увеличении до 0,6 коэффициента общей полноты корпуса
по сравнению с принятыми у традиционных ледоколов 0,54—0,56.
Для обеспечения требуемой ледопроходимости фирмой были выполнены обширные модельные
испытания в собственном ледовом бассейне. В результате возникла необходимость
в компенсации отрицательного влияния на ледовую ходкость увеличенного b и связанного с этим
уменьшения развала бортов до 10° по сравнению с 16—20° отечественных ледоколов. Это
потребовало усовершенствования носовой оконечности судна. В частности, заметно увеличены
углы развала носовых шпангоутов и заострения ватерлиний при уменьшенном до 23° угле наклона
форштевня. Эти новшества отрабатывались при сохранении удовлетворительных мореходных
качеств ледокола.
Серьезному обсуждению был подвергнут вопрос о рациональном количестве рулей. Первоначально
фирма предложила трехрульный вариант винторулевого комплекса (по одному рулю за каждым из
трех винтов), что, по мнению специалистов фирмы, должно было значительно улучшить
поворотливость ледокола в сплошных льдах, учитывая, что ему придется работать в условиях
стесненных акваторий. Однако, как показали модельные испытания, поворотливость во льдах
такого варианта ледокола лишь немногим лучше, чем у судна с одним центральным рулем
увеличенной в приемлемых пределах площади. К тому же проходимость существующих ледоколов
с двумя и четырьмя рулями во льдах на заднем ходу значительно хуже. Имея в виду, что в
условиях ограниченной акватории ледоколы вынуждены, как правило, разворачиваться способом
«звездочка», часто двигаясь задним ходом, вариант с тремя рулями был признан неприемлемым.
Был решен также ряд других вопросов, связанных с повышением ледовой прочности, выбором
материала и конструкции корпуса, комплектацией энергетической установки и движительного
комплекса.
После отработки и согласования основных параметров будущего атомохода 12 ноября 1984 г.
состоялось подписание контракта на постройку двух ледоколов — «Таймыр» и «Вайгач». Передача
фирмой ледоколов на достройку для монтажа ЦЭО на Балтийском заводе предусматривалась в
апреле 1988 и 1989 гг. свответственно, сдача в эксплуатацию - в 1989 и 1990 гг.
Строительство «Таймыра» явилось примером наиболее плодотворной кооперации между Финляндией
и Советским Союзом в области ледоколостроения. В результате стоимость советского
оборудования и материалов достигла 13% от полной стоимости судна; обычно эта цифра
оставалась в пределах 5—6%. Среди отечественных поставок — главные турбоагрегаты, гребные
винты, радио- и навигационное оборудование, высокопрочная хладостойкая корпусная
сталь АБ-1 с пределом текучести 490 МПа, взлетно-посадочная площадка для вертолета и др.
Согласно заданию ледокол «Таймыр» представляет собой турбоэлектрический атомоход длительной
мощностью на валах 32,5 МВт с трехвальной пропульсивной установкой и кормовым расположением
гребных винтов. Ледокол предназначен для проводки судов в Арктике и в замерзающих
неарктических морях, буксировки их во льдах и на чистой воде, оказания помощи судам при
получении ими ледовых повреждений. Непосредственные задачи атомохода заключаются в
обеспечении судоходства в мелководной прибрежной части СМП в
навигационный период, круглогодичных проводках судов в северной части Енисея и
проводках судов в зимне-весенний период в мелководные замерзающие порты Севера и Дальнего
Востока. Исходя из этих задач, расчетные температуры воздуха составляют зимой —50°С, летом
+25°С. Атомоход удовлетворяет требованиям Правил Регистра СССР, предъявляемым к ледоколам
класса ЛЛ2, а также всем международным конвенциям, нормам и правилам, действовавшим на
момент подписания контракта с учетом установки на нем ядерного реактора. Ледокол может
работать на особо мелководных участках при глубине воды под килем до 0,8 м, что учитывалось
при проектировании винто-рулевого комплекса, системы охлаждения забортной водой главных
конденсаторов и механизмов энергетической установки и т. п.
Ледопроходимость на глубокой воде в ровном сплошном незаснеженном льду прочностью около 500
кПа при неработающей системе пневмообмыва, скорости около 2 уз и мощности 32500 кВт
составляет 1,77 м. Кроме системы пневмообмыва, предотвращающей облипание корпуса
снежно-ледяной массой и снижающей сопротивление при движении в заснеженных и битых льдах,
улучшению ледовой ходкости способствует применение для окраски подводной части корпуса
покрытия «Инерта-160». Мощность энергетического оборудования системы пневмообмыва — около
2000 кВт. Быстродействующие дифферентная и креповая системы упрощают высвобождение ледокола
из заклиниваний.
В ЦЭО ледокола «Таймыр» размещен один водо-водяной реактор, вырабатывающий пар для двух
турбин советского производства; турбины служат для привода главных генераторов,
изготовленных западногерманской фирмой «Сименс». В энергоустановку входят также два
вспомогательных турбогенератора, два парогенератора низкого давления и три испарителя для
выработки пресной воды. Для повышения живучести однореакторного ледокола на нем установлены
резервные дизель-генераторы с запасом топлива на 3 сут. Работая на средний гребной
электродвигатель, они обеспечивают скорость на чистой воде около 8 уз. Работа оборудования
ЦЭО контролируется из центрального поста управления; предусмотрены также химическая и
радиометрическая лаборатории, мастерская и лаборатория контрольно-измерительных приборов,
автоматики и радиационного контроля.
Впервые в отечественной практике на «Таймыре» применено электродвижение на
переменно-переменном токе. Шведское акционерное общество «Стремберг драйве» изготовило
для гребной электрической установки двигатели переменного тока. Эта техническая
новинка сначала была проверена на финском ледоколе «Отсо», построенном в 1986 г., на
котором синхронные электродвигатели переменного тока управляются непосредственными
преобразователями частоты. Применение электродвигателей переменного тока по сравнению
с установкой на постоянном токе позволяет получить больший КПД и снизить массогабаритные
характеристики; уменьшается также потребность в техобслуживании.
Широкое применение на судне нашла микроэлектроника: имеется более десяти ЭВМ со своими
цепями автоматической системы регулирования. Основой автоматизированного управления
механизмами является система контроля и управления «Даматик мэрин» финской фирмы «Валмет
отомейшн»; система, обслуживающая главные турбины, создана фирмой «Сименс».
Гребные винты атомохода диаметром по 5 м имеют лопасти эвольвентно-эпициклоидальной формы.
Она была разработана ЦНИИМФом и исследована в ледовом бассейне ААНИИ и в Норвежской
гидродинамической лаборатории. Такая форма лопастей позволяет существенно снизить ледовые
нагрузки на движительный комплекс при взаимодействии винта со льдом и импульсные
воздействия на корпус. Общая тяга винтов на режиме, близком к швартовному при мощности
32,5 МВт и осадке 8 м, составляет 2950 кН.
Ледокол имеет двойное дно и двойные борта по всей длине, а десять главных поперечных
водонепроницаемых переборок обеспечивают его непотопляемость при затоплении двух любых
смежных отсеков. Для оценки защищенности реакторного отсека в аварийных ситуациях
акционерное общество «Иматран войма» разработало по заданию «Вяртсиля мэрин» расчетную
модель. Выполненные исследования и моделирование в масштабе 1:10 столкновения с судном
типа СА-15 (головное «Норильск» дедвейтом 20000 т) подтвердили надежность примененной
конструктивной защиты ЦЭО. Даже в случае гибели ледокола будет обеспечена защита окружающей
среды от радиоактивных выбросов. Все жилые помещения максимальной вместимостью 140 чел.
вынесены из основного корпуса и размещены в пятиярусной надстройке. Большинство кают —
одноместные.
Кроме технических средств обеспечения обитаемости (системы кондиционирования воздуха,
вентиляции, пресной горячей и холодной воды, фаново-сточная с индивидуальными санузлами,
конструктивные мероприятия по снижению уровня шума и вибрации) на ледоколе оборудованы
достаточно просторные и комфортные жилые и общественные помещения, созданы условия для
организации рационального питания, квалифицированного медицинского обслуживания, личной
гигиены и отдыха.
Общественные помещения включают в себя кают-компанию и салон для комсостава, столовую и
салон рядового состава, курительную комнату. Следует также упомянуть о наличии на ледоколе
кинозала, библиотеки, киоска, спортзала со спортивными тренажерами, плавательного бассейна,
парикмахерской, фотолаборатории и каюты для индивидуальных занятий со швейным оборудованием.
Медицинское обслуживание экипажа и оказание помощи морякам других судов производятся в
медицинском блоке, который состоит из амбулатории с аптекой, изолятора и лазарета с
туалетом и ванной, операционной, стерилизационной, помещения психологической разрядки и
фотария. К числу санитарно-гигиенических помещений относятся сауна с душевой и прачечная.
Для защиты окружающей среды кроме средств радиационной защиты на атомоходе имеются
установка для очистки сточно-фановых вод, сепаратор льяльных вод, а также печь для
сжигания нефтяных и твердых отходов.
Головной атомоход «Таймыр» должен принять участие в летней арктической навигации 1989 г.,
что позволит уже в этом году оценить как работоспособность судна в целом, так и приемлемость
и эффективность примененных на нем отдельных принципиально новых технических решений.
Полученный опыт даст возможность выделить перспективные направления в развитии
ледоколостроения, новые тенденции в совершенствовании формы корпуса и судовой энергетики
ледоколов будущего.
|