статья из журнала "Судостроение"
Проектирование судов
КОНТЕЙНЕРОВОЗ "КАПИТАН САХАРОВ"
В. А. Мицкевич, Д. С. Ильин
С каждым годом в нашей стране все большее
развитие получают морские контейнерные перевозки.
За последние пять лет количество контейнеров,
перевезенных судами только Дальневосточного
морского пароходства, возросло почти в 1,5 раза.
Однако часть из них приходится транспортировать
на недостаточно приспособленных к этому судах,
провозоспособность которых используется при
этом неполностью.
С учетом сложившейся ситуации было принято
решение о замене части серии строящихся на
Выборгоком судостроительном заводе
лесовозов-пакетовозов типа "Пионер Москвы" на
контейнеровозы. Решение о создании новых судов именно на
базе этих пакетовозов было вызвано следующими
причинами: форма их обводов и конструкция корпуса
положительно зарекомендовали себя, особенно
при плавании во льдах, что позволяет этим судам
одними из первых открывать навигацию;
эксплуатация контейнеровозов типа "Сестрорецк",
предшествовавших "Пионеру Москвы" и имевших
тот же корпус, подтвердила, что главные размерения
корпуса (позволяют оптимальным образом размещать
контейнеры, это также дало возможность
с достаточной степенью точности определить
ожидаемую контейнеровместимость; использование
основного комплектующего оборудования и существующей
технологии постройки обеспечивают значительное
сокращение затрат на создание новых судов.
Контейнеровоз "Капитан Сахаров" (рис. 1)
был передан Дальневосточному пароходству в конце
1979 т. и стал первым в новой серии унифицированных
в большом объеме судов (рис. 2). "Капитан Сахаров"
представляет собой полнонаборное однопалубное
одновинтовое четырехтрюмное судно с удлиненным баком
и ютом, с кормовым расположением машинного отделения и жилых помещений
и транцевой кормой выше ватерлинии. Судно построено
на класс КМ*УЛ 1 А2 (контейнеровоз) Регистра СССР,
район плавания неограниченный.
Основные элементы и характеристики:
Длина, м |
|
наибольшая |
130,3 |
по KBЛ |
123,7 |
между перпендикулярами |
119,0 |
Ширина, м |
|
по палубе |
17,3 |
по КВЛ |
17,0 |
Высота борта на миделе, м |
8,5 |
Осадка по грузовую марку, м |
6,9 |
Контейнеровместимость, шт. |
320 |
Составляющие дедвейта, т |
|
контейнеры |
4410 |
судовые запасы, снабжение, экипаж |
845 |
жидкий балласт |
466 |
Твердый балласт, т |
480 |
Мощность главного двигателя, кВт |
4490 |
Скорость, уз |
16 |
Экипаж, чел. |
35 |
Полностью сварной кopnyc судна разделен
шестью водонепроницаемыми переборками. В трюмах
№ 3 и 4 установлены поперечные рамные конструкции,
(служащие опорами для люковых крышек и
направляющих контейнеров. Принятая схема
деления на отсеки дает возможность перевозить в
трюмах 12,2-1метровые контейнеры. В качестве
основных конструкционных (материалов корпуса
приняты стали марки ВМСт3сп с пределом текучести
235 МПа, 09Г2 (294 МПа) и 10ХСНД (392 МПа).
На "Капитане Сахарове" используется простая
по конструкции креново-балластная система,
позволяющая легко определить начальную остойчивость
судна в период погрузки контейнеров. Ее применение
дает возможность рационально располагать
контейнеры и тем самым принимать на борт
больше груза.
Судно способно перевозить стандартные 6,1 и
12,2-метровые контейнеры высотой 2,4 и 2,6 м в
трюмах ячеистой конструкции (рис. 3) и на палубе;
предусмотрена (возможность перевозки двадцати
рефрижераторных контейнеров на крышках люков.
Поскольку "Капитан Сахаров" явился дальнейшим
развитием судов типа "Сестрорецк", при
его создании был учтен опыт эксплуатации этих
контейнеровозов и внесены соответствующие
усовершенствования по предложениям пароходств;
значительное внимание уделено требованиям вступивших
в действие конвенций и правил. Результатом
реализации накопленного опыта явилось существенное
увеличение контейнеровместимости
(таблица). В частности, палубные контейнеры
устанавливаются в три яруса, а не в два, как на
"Сестрорецке", благодаря использованию волнолома
на баке можно принимать груз и на крышку
трюма № 1. Кроме того, установка дополнительных
опорных вертикальных стоек на верхней палубе
позволила увеличить на один ряд количество контейнеров,
размещаемых по ширине судна на крышках трюмов (рис. 4).
Отказ от пассивного успокоителя качки не привел
к заметному ухудшению параметров качки
судна. Более того, в сочетании с сокращением расстояния
до 100 мм между соседними трюмными
натравляющими для погрузки контейнеров (что
стало возможным за счет уменьшения угла контейнерных
ловушек на направляющих) это позволило
увеличить на один ряд по длине количество перевозимых
контейнеров в трюме № 3.
Сопоставление контейнеровместимости двух судов унифицированной серии
Размещение контейнеров |
"Сестрорецк" |
"Капитан Сахаров" |
В трюме № 1
|
20 |
20 |
На его крышке |
- |
8 |
В трюме № 2 |
28 |
28 |
На его крышке |
20 |
33 |
В трюме № 3 |
45 |
60 |
На его крышке |
30 |
72 |
В трюме №'4 |
45 |
45 |
На его крышке |
30 |
54 |
Общая контейнеровместимость |
218 |
320 |
Закрытие трюмов осуществляется водонепроницаемыми
секционными съемными крышками: трюма № 1 - односекционной,
трюма № 2 - двухсекционной, трюма № 3 - двумя
двухсекционными, трюма № 4 - одной односекционной
и одной двухсекционной. Секции крышек трюмов № 2, 3 и 4
унифицированы, причем их конструкция такова, что одна из
секций в двухсекционных крышках является опорой
для другой (рис. 5). Примененная конструкция не
требует промежуточных балок-опор в свету люка и,
следовательно, в отличие от "Сестрорецка" дает
возможность грузить 12,2-метровые контейнеры.
Рассмотренные изменения, связанные с увеличением контейнеровместимости,
не дают полного представления о всех отличиях, которые улучшили
эксплуатационные и технические характеристики новых судов
по сравнению с контейнеровозами типа "Сестрорецк".
На "Капитане Сахарове" создан комплекс средств
для обеспечения безопасного доступа на контейнеры в
трюмах и на палубе. Так, для обслуживания палубных
контейнеров на лобовой стенке надстройки и между
трюмами № 1 и 2 установлены многоярусные переходные
площадки, а между трюмами № 2 и 3 - механический
подъемник. В трюмах вдоль поперечных переборок также имеются
переходные площадки, обеспечивающие безопасный доступ на
каждый ярус контейнеров. Особое внимание уделено креплению
контейнеров на верхней палубе.
С учетом опыта эксплуатации на новом судне контейнеры
крепятся автоматическими стопорами, соединительными
струбцинами и дополнительными оттяжками, которые устанавливаются
при перевозке контейнеров в три яруса с торцов пакета на
двух крайних рядах контейнеров каждого борта.
В качестве главного двигателя используется дизель
5ДКРН 62/140-3 номинальной мощностью
4490 кВт. Управление им осуществляется из рулевой
рубки с помощью отечественной электропневматической
системы дистанционного автоматизированного
управления типа "Гром". Рукоятка управления совмещена
с машинным телеграфом, и изменение скоростного режима
осуществляется плавно,
бесступенчато в пределах от минимально устойчивых
оборотов до максимальных. Установка на новых
контейнеровозах более мощных, чем на "Сестрорецке"
(4050 кВт), двигателей обеспечила прирост скорости примерно на один узел.
Претерпело изменения и комплектующее оборудование
машинного отделения, что вызвано применением главных
двигателей другой марки и требованиями эксплуатации.
Учитывая район плавания новых контейнеровозов, установили
вспомогательный котел большей паропроизводительности
(2,5 т/ч), внесены изменения в топливную и балластную
системы. В частности, отказались от топливно-балластных
цистерн, (которые могли явиться источником загрязнения
окружающей среды. На новых контейнеровозах по сравнению
с судами типа "Сестрорецк" установлена более мощная
электростанция, которая состоит из трех дизель-генераторов
по 320 кВт и аварийного дизель-генератора (100 кВт).
На судне предусмотрены оборудование, системы и устройства,
обеспечивающие удовлетворение требованиям Международной
конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 т. Для
обеззараживания сточно-фекальных вод предусмотрена
установка ЛК-50; на случай ее профилактического
осмотра или ремонта в машинном отделении имеется
сборная цистерна. Очистка загрязненных льяльных вод
осуществляется сепаратором СК-2,5М; кроме того,
льяльные воды могут собираться в две специальные цистерны
или передаваться через патрубки с фланцами международного
стандарта на плавучие или береговые приемные пункты.
Воздушные трубы топливных цистерн, выходящие на открытую
палубу, оборудованы специальными емкостями, предотвращающими разлив
топлива по палубе при переливе. Для сбора сухого
мусора на шлюпочной палубе установлены стандартные контейнеры.
Кормовая жилая надстройка внешне мало чем
отличается от установленной на "Сестрорецке",
однако жилищно-бытовые условия экипажа улучшены:
имеется спорткаюта, внедрен противошумовой
комплекс, применено много нового оборудования и
современных отделочных материалов. Комфортные
условия в жилых и общественных помещениях
обеспечивает двухпроводная высокоскоростная система
кондиционирования воздуха, обслуживаемая двумя
центральными кондиционерами "Бриз-51".
Швартовные операции на судне выполняются
при помощи четырех автоматических лебедок тяговым
усилием 80 кН. Установка роульсных клюзов
значительно повысила удобство и безопасность
обслуживания лебедок при швартовках. Средства
управления судном, навигации и связи также
значительно улучшены по сравнению с оборудованием,
установленным на судах типа "Сестрорецк", в частности,
предусмотрены две РЛС, обеспечивающие
эксплуатацию судна во всех погодных условиях,
гирокурсоукаватель "Вега". В кают-компании, столовой,
в блоках капитана и старшего механика,
а также в каюте 1-го помощника установлены
широковещательные приемники; прием телевизионных
программ осуществляется через телевизионную систему
с видеопросмотровыми устройствами.
Контейнеровоз "Капитан Сахаров" по своим
технико-эксплуатационным характеристикам соответствует
лучшим современным судам такого же дедвейта, что
подтвердили результаты его эксплуатации.
|