статья из журнала "Судостроение"
Проектирование судов
ПЕРВОЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ КРУПНОТОННАЖНОЕ СУДНО
С ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ГРУЗООБРАБОТКОЙ
"КАПИТАН СМИРНОВ"
За последние двадцать лет в мировом торговом
флоте появилось большое количество новых типов
специализированных судов, в том числе и судов
с горизонтальной грузообработкой, основной
особенностью которых является горизонтальное
деление грузового пространства при почти полном
отсутствии поперечных переборок для наиболее
легкого и удобного передвижения груза по твиндекам.
Первым крупным отечественным судном этого
типа является газотурбоход «Капитан Смирнов»
(рис. 1, 2), предназначенный для транспортировки
пакетированных генеральных грузов, колесной техники
и контейнеров международного стандарта
(в том числе рефрижераторных) в трюмах и на
верхней палубе. Увеличенная скорость и меньший
коэффициент общей полноты, высокая живучесть
судна, применение в качестве главного двигателя
газотурбинных установок с теплоутилизационным
контуром, автоматизированное составление карго-плана
и контроль за грузовыми операциями и ряд
других особенностей существенно отличают его от
подобных зарубежных судов.
Основные элементы и характеристики судна
Длина, м
наибольшая ... 227,4
между перпендикулярами ... 204,0
Ширина, м ... 30,0
Высота борта, м
до верхней падубы ... 21,0
до главной палубы ... 11,3
Осадка по летнюю грузовую марку, м ... 9,9
Дедвейт при осадке 9,9 м, т ... 20075
Грузовместимость, м3 ... 54500
Вместимость, per. т
валовая ... 14350
чистая ... 7480
Контейнеровместимость (6,1 м), шт. ... 1231
Мощность главных двигателей, кВт ... 36780
Скорость в полном грузу, уз ... 25
Дальность плавания, мили ... 22000
Экипаж, чел. ... 39
Практиканты, чел. ... 8
Пассажиры, чел. ... 8
Ведение грузообработки с помощью
высокоманевренных малогабаритных автопогрузчиков
позволяет разгружать судно не более чем за 2—3 суток
(вместо 8—15 суток для универсальных судов
такой же грузоподъемности) и по интенсивности
приближается к таковой для контейнеровозов
ячеистой конструкции. Предусмотрена также
возможность загрузки верхней палубы береговыми
средствами.
Судно спроектировано на класс КМ * ЛЗ А2
Регистра СССР и удовлетворяет требованиям
международных конвенций по охране человеческой
жизни на море и по предотвращению загрязнения
с судов. Оно представляет собой двухвинтовой
четырехпалубный газотурбоход с кормовым
расположением машинного отделения и надстройкой над
ним, с бульбообразной носовой оконечностью, кормовой
угловой рампой, транцевой кормой, развитыми
выкружками гребных валов и минимальным
надводным бортом.
С целью повышения живучести на судне установлены
поперечные водонепроницаемые переборки
с воротами, а вдоль всего трюма устроены бортовые
топливные цистерны. Междудонное пространство,
фор- и ахтерпики, бортовые креновые цистерны
вмещают 3900 т балласта, прием которого обеспечивает
судну необходимую посадку и хорошие
мореходные качества во всех случаях эксплуатации.
Высота в свету трюма и твиндеков не менее
3 м, семиметровые проезды, удобная планировка,
а также достаточная прочность палуб и кормовой
рампы обеспечивают возможность перевозки грузов
широкой номенклатуры. В среднем твиндеке
предусмотрены подъемные автомобильные платформы.
Конструкция рампы позволяет производить грузовые
операции при расстоянии от борта до причала
от 0,5 до 1,5 м, разности в уровнях въездной
палубы и причала от —2,2 до +5,5 м, крене судна
до 5° и дифференте до 2°. Если рампа свободно
опирается на причал, то нагрузка при их контакте
не превышает 29 кН/м2, а при работе рампы в
автоматическом режиме удержания уровня— 19 кН/м2.
Цельносварной корпус судна изготовлен из стали
09Г2 с пределом текучести 294 МПа; для второстепенных
конструкций применена сталь ВСт.Зсп2
и ВСт.Зсп4 с пределом текучести 235 МПа. Система
набора смешанная: по продольной системе выполнены
днище и все грузовые палубы в районе грузового
трюма, по поперечной — борта, палубы и
второе дно в оконечностях.
Надстройка установлена на двух пилонах, образующих
проезд по верхней палубе в корму. Команда
размещается в одноместных каютах, старший
комсостав — в семи блок-каютах, а пассажиры и
практиканты — в двухместных каютах. Все жилые
помещения обслуживаются системой круглогодичного
кондиционирования воздуха и оборудованы
индивидуальными санузлами. Для снижения шумности
в жилых помещениях шахта машинного отделения
удалена от надстройки. Для отдыха экипажа
имеются спортзал и спортивная площадка на
открытой палубе, плавательный бассейн и помещение
для индивидуальных занятий. Обстройка помещений
выполнена по модульной системе с применением
панелей из плит «черноморита», подволок
зашит негорючим пластиком или листами из
алюминиево-магниевого сплава.
В качестве главных двигателей на судне
установлены два главных всережимных реверсивных
газотурбинных агрегата ГГТА М25 с утилизационным
контуром максимальной мощностью по
18390 кВт каждый при 130 об/мин на выходном
фланце редуктора. Энергетическая установка
автоматизирована на знак А2, т.е.
предусмотрено дистанционно-автоматизированное
управление из навигационной рубки и
дистанционное управление из
ЦПУ. Мощность передается на
два четырехлопастных гребных
винта фиксированного шага
диаметром 5,7 м, изготовленных
из высокопрочной бронзы.
Электростанция состоит из
трех автоматизированных
дизель-генераторов мощностью
по 1000 кВт каждый, двух
утилизационных турбогенераторов,
используемых в ходовом
режиме, мощностью 1000 кВт
каждый и аварийного дизель-генератора
мощностью 200кВт. Котельная установка включает
в себя два утилизационных
котла перегретого пара производительностью 24 т/ч
каждый, автоматизированного
вспомогательного котла производительностью 6 т/ч
при давлении 490 кПа, который обеспечивает
потребность в паре на стояночных режимах
при неработающих утилизационных котлах.
Балластная система выполнена без труб: балластировка
и дебалластировка производится через
междудонный балластный распределительный канал.
Система обслуживается двумя насосами подачей
по 250 м3/ч. Для выравнивания крена в процессе
грузовых операций имеется специальная система,
состоящая из двух бортовых креновых цистерн
и насоса подачей 400 м3/ч. Тушение пожара
осуществляется следующими системами: водяной,
жидкостного тушения, орошения, пено- и углекислотного
тушения. Для удаления воды предусмотрена
осушительная система, обслуживаемая двумя
насосами подачей по 250 м3/ч и одним — 25 м3/ч.
Кроме того, в верхнем твиндеке для удаления
больших масс воды за борт предусмотрены спускные
дистанционно управляемые поворотные затворы.
Спасательное устройство включает в себя две
шлюпки закрытого типа вместимостью по 55 чел.
и три надувных плота.
Швартовные операции производятся с помощью
девяти электрических автоматических швартовных
лебедок с тяговым усилием 123 кН. Якорное устройство
состоит из двух электрических шпилей, двух
становых и одного запасного якорей Холла массой
по 9 т; литые цепи калибром 82 мм изготовлены из
высокопрочной стали. Предусмотрена дистанционная
отдача якорей из рулевой рубки. Судно управляется
полубалансирным рулем, для перекладки
которого установлена электрогидравлическая рулевая
машина с авторулевым. Крутящий момент на
баллере руля составляет 2450 кН-м. Предусмотрен
запасной привод руля. Имеются носовое и кормовое
подруливающие устройства с суммарным упором 127 кН.
Судно оборудовано системой комплексной
автоматизации, позволяющей автоматизировать
процессы навигации, судовождения и решения задач
при подготовке грузовых операций и управлении
ими. Современное радионавигационное оборудование
обеспечивает судну безопасное плавание. Для
предотвращения коррозии подводной части корпуса
предусмотрена катодная защита.
С.М. Козлов, В.К. Ивженко
|