статья из журнала «Судостроение»
Проектирование судов
ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ БУКСИР-СПАСАТЕЛЬ МОЩНОСТЬЮ 3000 л. с.
Е. С. Васильев
Последнее десятилетие характеризуется быстрым
ростом численности транспортного и особенно
промыслового флота, увеличением тоннажа судов,
мощности энергетических установок и скорости
хода. Из-за этого, несмотря на насыщение судов
новейшими техническими средствами судовождения,
число аварий остается значительным. Поэтому в
последние годы все большее внимание уделяется
вопросу создания специальных судов, предназначенных
для оказания помощи на море. Одним из них является
буксир-спасатель типа «Буслай» (рис. 1, 2).
Судно спроектировано на класс КМ*УЛ[1]А2
(буксир) Регистра СССР. Его технические сред-
ства обеспечивают выполнение следующих задач:
патрулирование в открытом море в районах интенсивного рыбного промысла и судоходства;
поиск аварийных судов и оказание им помощи (снятие с мели, борьба с водой и пожарами);
буксировку или сопровождение аварийных судов к месту убежища;
выполнение водолазных работ;
поиск, спасение людей и оказание им медицинской помощи;
выполнение морских буксировок судов и плавучих сооружений.
Основные элементы и характеристики:
|
|
Длина, м |
|
наибольшая |
58,3 |
между перпендикулярами |
51,6 |
Ширина, м |
|
наибольшая |
12,64 |
на мидель-шпангоуте |
12,00 |
Высота борта на миделе, м |
5,9 |
Водоизмещение полное, т |
1620 |
Осадка средняя, м |
4,6 |
Мощность дизелей, л. с. |
3000 |
Скорость свободного хода, уз |
13,5 |
Тяга, тc |
|
на швартовах |
32 |
при скорости буксировки 7 уз |
18 |
Автономность, сут |
|
по топливу (на полной мощности) |
20 |
по провизии и воде |
30 |
Буксир-спасатель представляет собой одновинтовое судно неограниченного района плавания
с дизель-электрической установкой, удлиненным баком и трехъярусной рубкой (рис. 3).
Характерными особенностями формы корпуса являются ледокольный форштевень, увеличенная (по
сравнению со стандартной) седловатость, а также наличие конструктивного дифферента (1,0 м),
необходимого для достаточного заглубления гребного винта,что в совокупности с противоледовой
защитой винторулевого комплекса предохраняет винт от повреждений.
Судно обладает хорошими маневренными качествами: диаметр циркуляции на полном переднем
ходу составляет около двух длин корпуса, инерция гасится с полного переднего хода на
расстоянии в 2,5 длины корпуса, время остановки, включая время реверса (8 с), составляет
50 с, Остойчивость удовлетворяет требованиям Правил Регистра СССР для буксирных судов
мощностью более 2000 л. с. неограниченного района плавания, занимающихся спасательными
работами. Непотопляемость обеспечена во всех эксплуатационных условиях при затоплении
одного любого отсека.
Корпус буксира-спасателя изготовлен из углеродистой стали марок ВСтЗсп2 и ВСтЗсп4 с
пределом текучести 24 кгс/мм2. Толщина ледового пояса в носовой части судна 20 мм,
в кормовой - 16 мм.
Система набора корпуса поперечная, величина шпации 600 мм по всей длине судна. Для набора
использован симметричный полособульбовый прокат. Трехъярусная рубка и кожух дымовой трубы
изготовлены из алюминиево-магниевых сплавов. Соединение этих конструкций со стальной палубой
сварное с применением биметаллических вставок.
Для обеспечения комфортных условий на судне применена автоматизированная двухканальная
система круглогодичного кондиционирования воздуха жилых, общественных и служебных
помещений, которая обслуживается двумя кондиционерами БРИЗ-30 и фреоновым
компрессорно-конденсаторным агрегатом МАК-бОРЭДУ. Во все каюты подается горячая и
холодная вода.
Для капитана и старшего механика предусмотрены блок-каюты, состоящие из кабинета, спальни
и санузла, остальной комсостав размещается в одноместных каютах, команда—в двухместных.
Всего на судне 35 спальных мест. Во всех каютах имеются мягкие диваны, которые в случае
необходимости могут использоваться для размещения экипажей аварийных судов.
Для борьбы с пожарами на аварийных судах буксир-спасатель оснащен тремя лафетными стволами,
получающими воду от спасательного пожарного электронасоса подачей 1000 м3ч при напоре
10 кгс/см2. Два лафетных ствола установлены на верхнем мостике (рис. 4), третий—на
салинговой площадке грот-мачты. Каждый лафетный ствол может подавать в час 500 м3
воды на расстояние до 100 м. Специальные съемные насадки стволов позволяют также подавать
в очаг пожара пену с кратностью около 10.
Электродвигатель пожарного насоса мощностью 450 кВт, напряжением 400 В работает на
постоянном токе от одного (любого) из главных генераторов, в то время как второй генератор
питает гребной электродвигатель. Принимая во внимание то, что при ликвидации пожара
спасателю нет необходимости двигаться полным ходом, такое использование имеющихся на судне
источников электроэнергии является оптимальным.
На судне установлены также два коллектора с пятью пожарными рожками диаметром 65 мм и
два переносных пеногенератора ГВП-600 с кратностью пены около 100. Для защиты судна от
теплового излучения при приближении его к горящему объекту предусмотрена система водяной
завесы, которая создается телескопическими распылителями, установленными вдоль бортов судна.
Подача воды в эту систему может осуществляться как от спасательного насоса, так и от насоса,
предусмотренного для внутрисудовой пожарной системы.
Управление лафетными стволами осуществляется как дистанционно с пультов, установленных в
рулевой рубке (рис. 5), так и вручную с площадок лафетных стволов.
Для выполнения противопожарных работ имеется пять комплектов снаряжения для пожарных с
дыхательными аппаратами КИП-8.
Водоотливные средства, предназначенные для удаления воды из отсеков аварийного судна,
состоят из восьми переносных эжекторов ВЭЖ-140 подачей по 140 м3ч, трех погружных насосов
ВПЭН-100/П подачей по 100 мз/ч и двух погружных насосов ЭСН-16/П подачей по 40 м3ч.
Для помощи судам, имеющим повреждения в подводной части, осмотра грунта при посадке судна
на мель, очистки винта и других водолазных работ на судне имеются:
— два комплекта вентилируемого снаряжения;
— два комплекта универсального легководолазного снаряжения;
— рекомпрессионная камера;
— аппаратура подводного телевидения с контейнером чистой воды для работы в мутных акваториях;
— подводная осветительная установка ПСС-66;
— электросварочный выпрямительный агрегат, который обеспечивает сварку и кислородную
электрорезку как на воздухе, так и под водой;
— телефонные станции связи с водолазом и с рекомпрессионной камерой.
Система сжатого воздуха для водолазов состоит из двух дизель-компрессоров ДК2-3 подачей по
110 м3ч и давлением 230 кгс/см2, фильтра очистки воздуха, семи баллонов емкостью по 130 л с
давлением 200 кгс/см2 и ресивера емкостью 130 л с давлением 30 кгс/см2. В водолазном посту
находятся командный пункт, пост подачи воздуха водолазу, рекомпрессионная камера, индикатор
подводного телевидения и другая аппаратура.
Основным механизмом для буксировки аварийных судов и для проведения дальних морских
буксировок служит электрогидравлическая лебедка фирмы «Норвинч». На барабане лебедки
размещен буксирный трос диаметром 50,5 мм, длиной 720 м. Лебедка полуавтоматическая
(во избежание обрыва может травить буксирный трос, если напряжение в нем превысит
определенную величину). Выбирание троса производится при ручном управлении лебедкой.
Пост управления, расположенный в рулевой рубке, снабжен световой сигнализацией,
дающей информацию о травлении и выбирании буксирного троса, и устройством, позволяющим
устанавливать усилие стравливания независимо от диаметра намотки троса на барабане лебедки.
Тяговое усилие, при котором возможно выбирание троса с помощью гидромотора, составляет
40 тc, прочность лебедки рассчитана на усилие 90 тc. Лебедка установлена на верхней палубе
в специальной рубке, имеющей в кормовой переборке окно для прохода буксирного троса.
В кормовой части фальшборта имеется буксирный полуклюз с откидными вертикальными роульсами,
которые в рабочем положении фиксируют трос в диаметральной плоскости, обеспечивая
устойчивость буксировщика на курсе. При маневрировании в узкостях с коротким буксиром
роульеы откидываются и буксирный трос скользит по планширю фальшборта и буксирной арке.
В корму от буксирной лебедки установлен двойной битенг с тумбами диаметром 600 мм. В
основном битенг, прочность которого рассчитана на усилие 100 те, используется при снятии
с мели аварийных судов.
На палубе бака, над буксирной лебедкой установлен буксирный гак с откидным крюком,
рассчитанный на рабочее тяговое усилие 22 те и снабженный пневматическим устройством
для аварийной отдачи его из рулевой рубки.
Энергетическая установка судна располагается в двух отсеках—дизель-генераторном и моторном.
Главная установка состоит из двух дизель-электрических агрегатов 25ДГ (рис. 6),
установленных в дизель-генераторном отсеке, и двухъякорного гребного двигателя 2ПГ950/170М,
расположенного в моторном отсеке (рис. 7). Агрегат 25ДГ состоит из
дизеля 5-2Д42 мощностью 1500 л. с. при 750 об/мин, главного генератора постоянного тока
ПГ1000/750М. мощностью 1000 кВт, напряжением 900 В и вспомогательного генератора
переменного тока мощностью 300 кВт, напряжением 400 В, частотой 50 Гц, смонтированных на
общей фундаментной раме. В моторном отделении установлены два резервно-стояночных
дизель-генератора ДГР 150/750 мощностью по 150 кВт, напряжением 400 В. На
обычных ходовых режимах работают только агрегаты 25ДГ, генераторы постоянного тока питают
гребной электродвигатель, а генераторы переменного тока—вспомогательные механизмы и
общесудовые потребители.
Мощность на гребном валу составляет 2100 л. с.
При необходимости для увеличения скорости (до 14,3 уз) или получения максимальной тяги (до
36 те) мощность главных дизелей целиком передается на гребной винт и составляет около
2500 л. с. При этом остальные потребители энергии получают ток от резервно-стояночных
дизель-генераторов.
Так как судно-спасатель не всегда использует на полную мощность главную установку, то
предусмотрена возможность его движения при работе одного главного агрегата. Скорость хода
при этом 11 уз. Схема главного тока позволяет использовать разнообразные сочетания работы
главных генераторов и гребного электродвигателя.
Управление частотой вращения гребного винта производится из рулевой рубки или, при
необходимости, из ЦПУ. В ЦПУ расположены силовые распределительные щиты, щит контроля
и сигнализации энергетической установки, а также необходимые средства связи с рулевой
рубкой и другими постами и помещениями судна (рис. 8).
Для обеспечения потребителей паром на судне установлен автоматизированный котел КВА 1,0/5,
вырабатывающий 1 т/ч пара при давлении 5 кгс/см2.
Рулевое устройство с поворотной направляющей насадкой обеспечивает судну хорошую
управляемость и устойчивость на курсе. Электрогидравлическая рулевая машина Р15,
имеющая момент на баллере 16 тс-м, перекладывает насадку с борта на борт за 28 с,
а при работе одновременно двух насосов—за 15 с.
Внутренняя поверхность насадки изготовлена из нержавеющей стали, баллер прямой, подвешен
на упорном подшипнике скольжения и соединяется с насадкой фланцем.
Подруливающее устройство, установленное в носовой части судна, представляет собой ВРШ в
поперечном канале с электроприводом мощностью 130 кВт. При плавании на малых ходах
(в узкостях, при швартовках, при подходе к аварийному судну) подруливающее устройство в
сочетании с поворотной направляющей насадкой обеспечивает судну высокие маневренные
качества. Кроме того, оно может использоваться для компенсации реакции струй носовых
лафетных стволов. Управление подруливающим устройством осуществляется из рулевой рубки,
имеется также местный пост управления.
Грузовое устройство буксира-спасателя состоит из кормовой механизированной стрелы
грузоподъемностью 5 т с вылетом за борт до 3,5 м, предназначенной в основном для
ведения операций с аварийно-спасательным оборудованием. В носовой части судна на лобовой
стенке рубки для погрузки провизии предусмотрена переносная стрела грузоподъемностью 1 т
с вылетом за борт около 1,7 м, которая может быть установлена на любом борту.
На первых судах серии грот-мачта имела ферменную конструкцию, на последующих устанавливается
П-образная грузовая мачта, в которой размещаются выхлопные тракты резервно-стояночных
дизель-генераторов и дизель-компрессоров.
Якорное устройство состоит из двух становых и одного запасного якорей Холла массой по
1250 кг, якорных цепей калибром 37 мм, длиной 200 м (левый борт) и 225 м (правый борт).
Для работы с якорями установлен электроприводной брашпиль Б5, обеспечивающий выбирание
якоря со скоростью 12 м/мин с глубины 100 м. Брашпиль имеет счетчики длины вытравленных
цепей, которые установлены в рулевой рубке. Турачки брашпиля с тягой 3000 кгс и скоростью
выбирания 13 м/мин используются при швартовных операциях.
В кормовой части установлен швартовный шпиль Ш4 с тяговым усилием 3000 кгс и скоростью
выбирания под нагрузкой 14 м/мин. Швартовное устройство буксира-спасателя позволяет
производить буксировку лагом.
Для спасения команды на судне установлены две пластмассовые моторные шлюпки ЗСШПМ37
вместимостью по 37 человек. Спуск и подъем шлюпок производится с помощью гравитационных
шарнирных шлюпбалок ШБ2Ш6.3В и электрических шлюпочных лебедок ЛШЗД с выносными постами
управления. Кроме того, на стеллажах-сбрасывателях установлены два спасательных надувных
плота ПСН-ЮМ на 10 человек каждый. Еще два плота ПСН-10М и надувная спасательная платформа
СПМ-1 хранятся в трюме аварийно-спасательного имущества.
На верхней палубе имеется пластмассовый двухвесельный ял ЯЛП-2 с подвесным мотором.
В будущем предполагается его замена на более крупную рабочую шлюпку.
Установленные на судне аппаратура радиосвязи и средства электрорадионавигации отвечают тре-
бованиям Регистра СССР и обеспечивают безопасную эксплуатацию судна в соответствии с его
назначением и условиями плавания.
|