статья из журнала "Судостроение"
Проектирование судов
ОКЕАНСКИЙ БУКСИР-СПАСАТЕЛЬ "ЯГУАР"
Статистические данные последних лет свидетельствуют,
что, несмотря на совершенствование
навигационного оборудования и развитие
международных правил безопасности плавания, число
аварий судов не снижается. Это можно объяснить
ростом интенсивности движения, увеличением
размерений и скорости судов. В нашей стране уделяется
большое внимание обеспечению безопасности
мореплавания и оказанию помощи терпящим
бедствие судам, для чего организуется спасательная
служба, оснащенная специальными судами. Одним
из последних судов этого типа является построенный
в 1976 г. океанский буксир-спасатель "Ягуар» (рис. 1).
Судно построено на класс Регистра СССР
КМ*Л1 1 А2 (буксир) и представляет собой
однопалубный двухвинтовой теплоход с удлиненным
баком, бульбообразным носом н крейсерской кормой.
Район плавания неограниченный. Дальность
плавания с полной скоростью — 9000 миль.
Остойчивость судна удовлетворяет требованиям
Регистра СССР, предъявляемым к судам
неограниченного района плавания и к буксирам большой
мощности. Непотопляемость обеспечена при затоплении
двух смежных водонепроницаемых отсеков,
кроме района машинно-котельного отделения, где
непотопляемость обеспечена при затоплении одного отсека.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА |
Длина, м |
|
наибольшая |
92,8 |
между перпендикулярами |
80,4 |
Ширина наибольшая, м |
15,4 |
Высота борта, м |
7,7 |
Осадка, м |
5,8 |
Водоизмещение при осадке 5,8 м, т |
4050 |
Дедвейт, т |
1040 |
Валовая вместимость регистровая вместимость, peг. т |
2781 |
Скорость хода при мощности 2х4500 л. с., уз |
18,7 |
Тяга при скорости буксировки 5 уз, тс |
75 |
Полностью сварной корпус судна выполнен по
поперечной системе набора (шпация 600 мм) и
имеет ледовые усиления на класс Л1 (буксир). В
качестве материала для корпуса и рубок
используется углеродистая сталь марок ВСт3сп2 и
ВСт3сп4, для ледового пояса — сталь 09Г2. Судно
разделено десятью поперечными водонепроницаемыми
переборками, доходящими до верхней палубы, на 11 отсеков.
Размещение служебных, жилых, общественных
и хозяйственно-бытовых помещений принято из
условий рационального использования площадей
палуб и обеспечения наилучших условий для работы
и отдыха команды. Экипаж судна в количестве
35 человек размещен следующим образом:
комсостав 12 человек — в одноместных каютах,
команда 23 человека — в двухместных каютах.
Аварийная партия из 18 человек занимает:
комсостав — двухместную каюту, команда —
четырехместные каюты. Для спасенных предусмотрено
46 мест на диванах в каютах команды и две
четырехместные каюты. Каюты оборудованы современной
мебелью, круглогодичным кондиционированием,
люминесцентным освещением и умывальниками
с подачей горячей и холодной воды (рис. 2).
На судне имеются гимнастический помост,
спорткаюта, медицинский и банно-прачечный блоки
и необходимые санитарно-бытовые помещения.
Установка основных механизмов и оборудования
на амортизаторах, а также удаление жилых
помещений от главных источников шума — двигателей
и винтов — позволили существенно снизить
шум и особенно вибрацию в жилых помещениях
и на рабочих постах судна.
Для откачки воды с аварийных судов на
буксире предусмотрено следующее оборудование:
7 комплектов водоотливных насосов общей
производительностью 940 м3/ч, 15 комплектов
погружных электронасосов общей производительностью
900 м3/ч, 8 комплектов водоотливных эжекторов
общей производительностью 1120 м3/ч.
Специальная автономная противопожарная водяная
система и система пенотушения обеспечивают
тушение пожаров на аварийных судах забортной
водой и пеной, а также подачу воды на
переносные аварийные водоотливные эжекторы, на
систему бортовых завес судна, для орошения
открытых палуб и размыва грунта. Система
обслуживается двумя пожарными дизель-насосами
ДПЖН-14 производительностью 1000/500 м3/ч
каждый при напоре 100/200 м вод. ст., работающими
на четыре стационарных лафетных ствола,
расположенных на носовой и кормовой мачтах
(рис. 3 и 4). При использовании специальных
насадок возможна подача пены средней кратности
на два любых лафетных ствола.
Для выполнения подводных работ на судне
оборудовано два водолазных поста, укомплектованных
водолазным оборудованием с трехболтовым вентилируемым
снаряжением, декомпрессионной камерой,
подводной телевизионной аппаратурой, установкой
подводного освещения, агрегатом подводной сварки
и резки, грунторазмывным устройством
и четырьмя комплектами легководолазного оборудования
(рис. 5, 6). Для стаскивания судов с мели
в кормовой части буксира имеется поперечный
двойной битенг с допустимой нагрузкой 400 тс (рис. 7).
Общее расположение судна показано на рис. 8.
Буксировка аварийных объектов осуществляется
с помощью двухбарабанной электрогидравлической
буксирной лебедки с тяговым усилием 60/30 тс
(рис. 9). Управление лебедкой местное из помещения
буксирной лебедки и дистанционное из рулевой
рубки и кормового поста управления. В качестве
буксирных тросов приняты два троса
длиной по 1000 м, диаметром 66,5 мм и два троса
длиной 700 м, диаметром 49 мм. По одному тросу
каждого типа хранится на специальной вьюшке в
кормовом трюме аварийно-спасательного имущества.
Для подачи проводника буксирного троса
имеется два линемета.
В качестве средства для перевозки людей с
аварийных судов и высадки аварийной партии на
буксире-спасателе предусмотрены один большой
рабочий катер, рассчитанный на 52 человека или 4 т
груза, и две специальные надувные платформы.
В кормовой части судна расположено устройство
для передачи на ходу кильватерным способом топлива и пресной воды.
Для продувки отсеков аварийного судна,
наполнения воздухом спасательных средств и
обеспечения работы пневмоинструмента на
буксире-спасателе предусмотрена система сжатого воздуха,
обслуживаемая двумя дизель-компрессорам и
производительностью 110 м3/ч при давлении 230 кгс/см2.
Главная энергетическая установка океанского
буксира-спасателя "Ягуар» состоит из двух
16-цилиндровых дизелей 58Д-4Р (правой и левой
модели) мощностью по 4500 л.с. при 643 об/мин
(рис. 10), работающих через редуктор на винты
регулируемого шага диаметром 3 м, расположенные
в неподвижных направляющих насадках.
Уровень автоматизации соответствует классу
А2 Регистра СССР. Управление главными двигателями
осуществляется с основных постов в рулевой
рубке и из центрального поста управления,
расположенного в машинном отделении (рис. 11).
Управление положением лопастей ВРШ производится
с дистанционных пультов, расположенных в
центральном посту управления и в рулевой рубке.
Аварийное ручное управление положением лопастей
ВРШ осуществляется непосредственно из помещения
механизма изменения шага винта.
Вспомогательная котельная установка состоит
из одного автоматизированного котлоагрегата
КАВ 1,6/5 производительностью 1,6 т/ч при давлении
пара 5 кгс/см2 и двух утилизационных котлов
КУП 40/6 производительностью по 1,1 т/ч при
давлении пара в сепараторе 7 кгс/см2.
Для приготовления пресной воды в машинном
отделении установлены две вакуумные
водоопреснительные установки типа ДЗУ
производительностью каждая около 5 т/сут,
утилизирующие тепло охлаждающей воды главных двигателей.
Для подъема тяжелых деталей при осмотрах
и ремонтах главных двигателей предусмотрено
передвижное подъемное устройство грузоподъемностью
2 т с ручным приводом. Для производства ремонтных
работ на судне имеются механическая и
электротехническая мастерские с необходимым
оборудованием.
Судовая электростанция состоит из четырех
автоматизированных дизель-генераторов
ДГР 300/750-I переменного тока напряжением
400 В и мощностью по 300 кВт с автоматическим
регулированием напряжения и системой самовозбуждения.
В специальном помещении на палубе
бака установлен аварийный дизель-генератор
ДГА 100-2 переменного тока напряжением 400 В
и мощностью 100 кВт. Запуск аварийного дизель-генератора
обеспечивается от аккумуляторных батарей
автоматически при исчезновении напряжения
на шинах щита. Предусмотрена возможность
запуска сжатым воздухом.
Для приема и выдачи электроэнергии в кормовой
части буксира-спасателя в специальном помещении
расположены щиты и вьюшка с кабелем,
конструкция которой позволяет подключать оба
конца кабеля без его полной размотки.
Дистанционное управление и контроль работы
электростанции осуществляются со щита управления,
расположенного в центральном посту управления.
Система автоматизации электростанции обеспечивает
поддержание постоянства напряжения системой
возбуждения и саморегулирования генераторов,
автоматическую и дистанционную точную
синхронизацию генераторов с шинами ГРЩ,
распределение активных нагрузок между параллельно
работающими дизель-генераторами, разгрузку
генераторов путем отключения второстепенных
потребителей с выдержкой во времени, мгновенное
отключение двух групп второстепенных потребителей
при набросе нагрузки на генераторе до 130%,
выдачу сигнала на автоматический запуск и
подключение резервного дизель-генератора при
увеличении нагрузки на любом работающем генераторе
до 90%, дистанционный контроль основных параметров
электроэнергии, дистанционное управление
генераторными автоматами.
Для спасения собственного экипажа в случае
аварии на буксире-спасателе "Ягуар" имеются две
закрытые моторные шлюпки ЗСШР2-М вместимостью
по 55 чел, и шесть надувных плотов
ПСН-10М вместимостью по 10 чел.
Якорное устройство судна состоят из носового
сдвоенного электрического якорно-швартовного
шпиля ШЭ29-1, кормового шпиля ШЭ16М-10, четырех
становых якорей Холла массой по 2,5 т
(один запасной) и четырех ледовых якорей массой
2х150 и 2х100 кг.
Для швартовки судна используются турачки
якорно-швартовных шпилей. Судно оборудовано
носовым и кормовым кранцами, набранными из
литых резиновых блоков размером 140х182х500 мм.
Для обеспечения безопасной швартовки на волнении
на судне имеются надувные кранцы.
Ведение грузовых операций осуществляется носовым
и кормовым грузовыми устройствами. В носу
установлены две грузовые стрелы, каждая на
которых поднимает груз в 3 т. При работе спаренными
стрелами (на телефон) их грузоподъемность
составляет 2 т при вылете за борт 3,5 м. Кормовое
грузовое устройство состоит из механизированной
двухтопенантной стрелы длиной 16 м с трифилярной
подвеской грузоподъемностью 12 т при вылете за борт 5 м.
Для улучшения маневренных качеств судна на
малых ходах в носу установлено электромеханическое
подруливающее устройство с эффективной тягой
2,6 тс. Для уменьшения качки судно оборудовано
пассивным успокоителем с коэффициентом
умерения при волнении 6 баллов 1,3—1,5. Кроме
того, имеются скуловые кили. На буксире-спасателе
«Ягуар» установлено современное навигационное
оборудование и средства связи.
Приемосдаточные испытания головного судна
показали его высокие эксплуатационные качества
и подтвердили заложенные в проект характеристики.
П. С. Возный, А. Г. Дадеко, Е. А. Кириллов
|