ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Sudostr
Периодические издания

статья из журнала «Судостроение»

Проектирование судов


ПАССАЖИРСКИЙ ТЕПЛОХОД НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ «ОРИОН»

Д. К. Зороастров, Д. М. Тулубенский

      Опыт эксплуатации отечественных скеговых судов на воздушной подушке (СВП) типа «Зарница» на малых реках с глубинами 0,6—0,7 м показал, что эти суда с успехом заменяют тихоходный водоизмешающий флот и позволяют в три раза ускорить перевозку пассажиров. Это предопределило создание новых СВП типа «Орион», которые имеют более высокую мореходность (класс «Р» Речного Регистра РСФСР), пассажировместимость и скорость, что при небольшой осадке значительно расширяет возможности их применения.

      Общий вид и компоновка СВП «Орион» показаны на рис. 1 и 2. Пассажиры размещаются в салоне, оборудованном мягкими креслами, системой вентиляции и воздушного отопления (рис. 3). Расположение рулевой рубки в носовой части обеспечивает хороший обзор при маневрировании на мелководных и извилистых участках реки и при подходе к необорудованному берегу (рис. 4).

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Длина габаритная, м
25,8
Ширина, м  
корпуса
5,5
габаритная
6,5
Высота, м  
борта
1,5
скега
0,7
Осадка, м  
в водоизмещающем положении
0,9
при ходе на воздушной подушке  
носом
0,1
кормой
0,5
Водоизмещение наибольшее, т
33
Мощность главных двигателей, л. с.
1040
Скорость, км/ч
53
Дальность плавания по запасам топлива, км
400
Пассажировместимость, чел.
80
Экипаж, чел.
4


      В целях рационального использования площади судна и отдаления источника шума от пассажиров моторное отделение расположено в корме. Вспомогательные помещения, размещенные между моторным отделением и пассажирским салоном, обеспечивают дополнительную звукоизоляцию. С этой же целью пространство между обшивкой днища и настилом палубы заполнено плитами из пенополистирола.
      Для отделки помещений применены слоистый пластик и повинол, пол покрыт цветным полихлорвиниловым линолеумом.
      Как и на СВП «Зарница», использована камерная схема образования воздушной подушки, облегчающая решение вопросов соединения вентиляторов с двигателями и обитаемости в пассажирском салоне.
      Цельносварной корпус судна выполнен из алюминиево-магниевого сплава. Система набора поперечная, за исключением палуб носовой и кормовой оконечностей. Надстройка и рубка дюралюминиевые, клепаные, выполнены по продольной системе набора.
      Главные двигатели — два четырехтактных дизеля с газотурбинным наддувом. Управление главными двигателями и заслонками шахт главных вентиляторов осуществляется дистанционно из рулевой рубки. Центробежные вентиляторы системы подъема, потребляющие мощность до 30 л. с. каждый, приводятся от валов отбора мощности главных двигателей.
      Движительно-рулевой комплекс судна состоит из двух одноступенчатых водометов, расположенных в скегах, и реверсивно-рулевых устройств, установленных за водометами. Каждый водомет выполнен в виде агрегата, включающего трубу, гребной вал с опорным подшипником, ротор, спрямляющий аппарат и упорный подшипник. Между двигателями и водометом установлен карданный вал. Реверсивно-рулевое устройство также представляет собой отдельный агрегат, состоящий из корпуса с каналом заднего хода, руля с баллером и опускающейся цилиндрической заслонки с горизонтальной осью вращения, перекрывающей прямой выброс струи и направляющей ее в канал заднего хода. Перекладка рулей и заслонок осуществляется механически, с помощью штуртросной проводки. Наличие двух водометных движителей с раздельно управляемыми реверсивно-рулевыми устройствами обеспечивает судну хорошую маневренность.
      Судно оборудовано системой питьевой воды с подачей холодной воды к умывальникам и горячей воды через электрокипятильник к буфету. Запас питьевой воды 180 л. Имеется система откачки подсланевых и сточных вод на береговые или плавучие очистные станции.
      Источниками электроэнергии служат навешенные на главные двигатели генераторы постоянного тока мощностью 1200 Вт, напряжением 28 В, работающие в буфер с двумя группами аккумуляторных батарей, одна из которых установлена в носовой части судна для питания судовых потребителей, а другая — в кормовой для стартерного пуска двигателей. Для зарядки каждой из групп аккумуляторных батарей на стоянке имеется выпрямительное устройство. Для обогрева машинного отделения, буфета и помещения для отдыха подвахты во время стоянки предусмотрены электрические грелки напряжением 220 В.
      Для обеспечения связи с судами и береговыми радиостанциями на судне имеются радиотелефон и ультракоротковолновая радиостанция.
      В навигации 1975 и 1976 гг. головной теплоход «Орион-1» находился в опытной эксплуатации на пассажирских линиях порта Калинин Московского речного пароходства. Опытные рейсы с проходом по Иваньковскому водохранилищу и мелководным рекам подтвердили правильность технических решений, заложенных при проектировании СВП типа «Орион». В частности, положительную оценку получила возможность швартовки к необорудованному берегу для посадки и высадки пассажиров. Вместе с тем опытная эксплуатация теплохода позволила уточнить работоспособность отдельных механизмов и устройств и получить данные для совершенствования судов этого типа.


Рис. 1. Общее расположение СВП «Орион»:
а — продольный разрез; б — план палубы и трюма.
I — ВЛ в водоизмещающем состоянии; II — ВЛ на воздушной подушке; III — внутренняя ВЛ на воздушной подушке.
1 — рулевая рубка; 2 — помещение для отдыха подвахты; 3 — вестибюль; 4 — багажное отделение;
5 — пассажирский салон на 80 мест; 6 — санитарные узлы; 7 — тамбур; 8 — буфет; 9 — моторное отделение.




ФОТОГРАФИИ  




Источник: Д. К. Зороастров, Д. М. Тулубенский. Пассажирский теплоход на воздушной подушке «Орион». / ж. «Судостроение» № 2, 1977, 3-5с
Scan: ??? Edin & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2024