статья из журнала "Судостроение"
Проектирование судов
МАЛЫЙ РЫБОЛОВНЫЙ СЕЙНЕР МРС-150
А. А. Сокоренко
В решении задачи увеличения добычи рыбы
и других продуктов моря наряду с развитием
океанического рыболовства актуальным остается
и традиционный прибрежный промысел. Дальнейшему
его развитию будут способствовать и новые
малые рыболовные сейнеры МРС-150 типа
"Нельма", строительство которых будет
осуществляться в ближайшие годы. Суда предназначены
для лова рыбы и кальмара в прибрежных
водах с кратковременным (до одних суток)
хранением улова в свежем виде, транспортировки
и сдачи его на береговые базы. Для обеспечения
специфических условий прибрежного рыболовства
в разных районах промысла суда будут строиться
в двух модификациях. В зависимости от характера
промысла они будут оснащены тем или
иным промысловым оборудованием (снюрреводом,
ярусом, тралом, кошельковым неводом или
сайровой ловушкой). Суда обеих модификаций
имеют одинаковые планировку, корпус, главный
двигатель, радиооборудование и отличаются
только промысловыми механизмами и устройствами.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СЕЙНЕРА |
Длина, м |
22,0 |
Ширина, м |
6,0 |
Высота борта, м |
2,65 |
Валовая вместимость, peг.т |
58,97 |
Таким образом, создан новый тип судов с
высокой степенью унификации. Это обстоятельство
позволяет строить сейнеры обеих модификаций на одном заводе
с применением единой оснастки и передовой
технологии постройки.
Суда спроектированы на класс Регистра
СССР КМ*Л4II (рыболовное) с удалением
от порта-убежища до 50 миль.
На сейнерах типа "Нельма" (рис. 2) машинное отделение
расположено в кормовой части, а жилой отсек с
рубкой - в носовой части судна, что позволило исключить
применение жидкого балласта для удифферентовки и
улучшить условия обитаемости экипажа. Рыбный трюм расположен
между машинным отделением и жилым отсеком. В жилом отсеке
размещаются двух- и четырехместная каюты для
экипажа, камбуз с электрической плитой и холодильником,
умывальная-душевая, сушильня.
Для обеспечения невысокой строительной
стоимости и простоты ремонта в условиях
эксплуатации корпус судна имеет упрощенную
конструкцию с минимальным количеством
лекальных обводов в оконечностях;
при этом главная палуба выполнена
шатровой конструкции.
Утолщение обшивки днища и подкрепление его сверх норм
Регистра СССР обеспечивают прочность корпуса при подъеме
простейшими средствами на берег для зимнего отстоя и ремонта.
Расположение рубки в носовой части судна позволило наиболее
рационально разместить промысловые механизмы и устройства
и обеспечить ведение промысла несколькими видами
орудий лова. В качестве основного промыслового механизма,
приводимого в действие от главного двигателя, на судах
первой модификации применяются промысловые лебедки со
съемными двумя турачками; на судах второй модификации -
промысловая трехбарабанная лебедка с двумя ваерными
барабанами по краям и сетным барабаном.
Трехбарабанная лебедка позволяет механизировать трудоемкие
процессы при траловом лове, а также сократить время
подъема трала и повысить безопасность работ. Установка
промысловых лебедок в кормовой части судна с обеспечением
укладки ваеров в ахтерпик при снюрреводном лове в отличие
от существующих судов такого типа освобождает от
необходимости устройства колодцев в рыбном трюме для
укладки в него ваеров. Траловый и снюрреводный виды лова
осуществляются по кормовой схеме траления. Помимо
указанных механизмов, для промысловых операций применяются
силовой блок, ярусовыборочная лебедка и др.
Кроме традиционных прибрежных видов промысла на судах
второй модификации предусмотрена возможность добычи
кальмаров, лов которых будет производиться с помощью
автоматических лебедок типа ИЛКА. Промысел кальмаров и
сайры ведется с применением устройств для лова на электросвет.
Необходимые для судов прибрежного промысла скорость
и тягу обеспечит главный двигатель мощностью 150 л. с.
Двигатель имеет дистанционное управление и позволяет
производить отбор мощности как на гребной винт, так и на
привод промысловых лебедок. Гребной винт установлен в
стационарной направляющей насадке.
В качестве источника электроэнергии применен одни
дизель-генератор переменного тока напряжением 220 В.
Мощность электростанции обеспечивает работу всех судовых и
промысловых механизмов, а также освещение при лове
кальмаров и сайры, отопление жилых, служебных и
санитарно-бытовых помещений.
Безопасность плавания судна обеспечивают
радиолокационная станция "Кивач-1" радиопеленгатор и эхолот.
Последний используется также для обнаружения пелагических
и придонных пород рыбы. На сейнере предусмотрен один
надувной спасательный плот типа ПСН-10М вместимостью 10 чел.
Для хранения и транспортировки улова на судне имеется
рыбный трюм, разделенный по ширине двумя деревянными
перегородками. Для механизации трудоемких процессов выгрузки
улова из трюма на сейнере предусмотрены 8 специальных
контейнеров, размещаемых в два яруса под люковым
отверстием рыбного трюма. Контейнеры позволяют одновременно
сортировать четыре вида рыбы.
Для сокращения грузовых операций в море (при лове
сайры и кальмара) предусмотрена возможность хранения
улова в ящиках, непосредственно на палубе.
|