ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Sudostr
Периодические издания

статья из журнала "Судостроение"

Проектирование судов


ПЕРВОЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ СУДНО С ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ
ПОГРУЗКОЙ "НЕВА"

Б. К. Сидоров, Д. Г. Соколов

      На судостроительном заводе им. А. А. Жданова в Ленинграде начата постройка первого отечественного судна с горизонтальной погрузкой "Нева". Судно предназначено для транспортировки генеральных грузов в укрупненных пакетах, на поддонах и в контейнерах международного стандарта, а также трейлеров и колесно-гусеничной техники, включая легковые автомашины и микроавтобусы (рис. 1). Для увеличения вместимости при перевозке легковых автомобилей в трюме и твиндеке предусмотрены убирающиеся автомобильные платформы.
      Судно спроектировано на класс КМ Л2А2 Регистра СССР и представляет собой одновинтовой теплоход с бульбообразной носовой оконечностью, с удлиненным баком, кормовым расположением машинного отделения и пятиярусной жилой надстройкой, с открытой кормой и транцем. Две непрерывные палубы в районе грузовых помещений не имеют погиби и седловатости.
      Судно удовлетворяет всем правилам, действовавшим на момент утверждения договорной документации. Его конструктивные особенности показаны на чертежах общего расположения (рис. 2) и в общем виде судна в процессе грузовых операций (рис. 3).
      В качестве главного двигателя на судне используется малооборотный дизель 5 ДКРН 62/140 номинальной мощностью 6100 л.с. при 140 об/мин и максимальной длительной мощностью 6700 л.с. при 145 об/мин с прямой передачей на один четырехлопастный гребной винт диаметром 4,5 м.
      Оборудование машинного отделения и его расположение унифицированы и выполнены так же, как на контейнеровозах типа "Александр Фадеев".

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ
Длина, м:  
наибольшая  
139,6
между перпендикулярами
127,4
Ширина на миделе, м
19,2
Высота борта, м  
до верхней палубы
13,1
до главной палубы
6,8
Осадка, м  
при спецификационном грузе (Y=3,72 м3/т)
6,3
по грузовую марку
6,1
Высота, м  
грузового трюма в свету
4,25
грузового твиндека в свету
5,22
Дальность плавания, мили
5000
Эффективная мощность главного двигателя, л.с.
6100 / 6700
Скорость хода, уз
16,4 / 16,8
Число каютных мест
35
Контейнеровместимость, шт.
242 (в том числе до
20 рефрижераторных)
Вместимость по автомашинам типа "Лада", шт.
около 500

      Для обеспечения нормальной эксплуатации судна был спроектирован комплекс специальных устройств. Оригинальную конструкцию имеет, в частности, универсальное носовое аппарельное устройство, состоящее из трех шарнирно соединенных секций. Общая длина аппарелей в раскрытом состоянии достигает 23 м. Это устройство обеспечивает погрузку и выгрузку тяжеловесных грузов с обычных и специализированных причалов как с любого борта, так и по ДП судна. Для надежной защиты аппарельного устройства в положении "попоходному" оно накрывается носовой подъемной секцией, поворачивающейся на шарнирах. Носовая рампа отделена от твиндека водонепроницаемым односекционным закрытием, которое в период грузовых работ поднимается с помощью гидропривода и крепится над поворотным основанием аппарельного устройства к палубе бака. Когда закрытие находится в поднятом положении, то коридор открыт для движения по внутренним аппарелям колесной техники. Аналогичное закрытие установлено на выходе из коридора на верхнюю палубу.
      Система внутренних аппарелей состоит из двух секций. Первая обеспечивает перемещение грузов на главную палубу (нижнее наклонное положение), скатывание погрузочной техники на бортовые платформы (среднее положение) и погрузку легковых автомашин и микроавтобусов на автомобильную подвесную платформу твиндека (второе промежуточное положение). Для погрузки и выгрузки грузов с верхней палубы используются обе секции, причем первая поднимается и стопорится в верхнем крайнем положении, а вторая с помощью гидропривода опускается до положения полного соединения обеих секций.
      Для загрузки и выгрузки трюма предусмотрен гидроподъемник типа "ножницы" грузоподъемностью 40 тс с площадкой размерами 1З,05х6,20 м. В верхнем положении площадка гидроподъемника является непроницаемым закрытием главной палубы. В нижнем положении платформа подъемника устанавливается на уровне настила второго дна. Поскольку полезная грузоподъемность подъемника меньше, чем суммарная расчетная масса вилочного автопогрузчика с грузом, вся грузовая операция разбивается на два полуцикла: первый погрузчик доставляет груз и устанавливает его на платформу подъемника и отправляется за новым грузом; в это время подъемник с грузом опускается до уровня настила второго дна, трюмный погрузчик отвозит груз с площадки гидроподъемника, а гидроподъемник поднимается до уровня главной палубы за новым грузом. При такой схеме значительно сокращается встречное движение средств погрузочной техники, сводятся к минимуму вынужденные их простои, обеспечивается минимальное время цикла и существенно упрощаются операции по маневрированию погрузчиков в трюме.
      С целью увеличения полезной вместимости при перевозке легковых автомобилей в трюме и твиндеке предусмотрены системы подвесных платформ, убирающихся к подволоку с помощью гидропривода. Платформы состоят из 12 отдельных секций (6 в трюме и 6 в твиндеке) суммарной площадью около 2000 м2, что позволяет дополнительно принять примерно 200 автомобилей.
      Большой габарит носового аппарельного устройства привел к заметному увеличению полуширот корпуса в носовой оконечности (рис. 4), форма которой отрабатывалась параллельно на макетах и на моделях в процессе испытаний в опытовом бассейне. В частности, при фотографировании и визуальном наблюдении за поведением модели на ходу было отмечено образование тончайшей отбойной волны. Несмотря на то, что заметного увеличения сопротивления при этом не происходило, было решено заострить носовые образования в районе конструктивной ватерлинии, после чего отмеченное выше явление не наблюдалось.
      Необходимость уменьшения коэффициента общей полноты, стремление обеспечить "ящичные" образования трюма, а также необходимость устройства двойных бортов на всей длине грузового трюма - все это определило форму обводов корпуса. Перекрытия верхней и главной палуб имеют беспиллерсную конструкцию в трюме и твиндеке, что обеспечивает более полную утилизацию подпалубной вместимости, а также свободу маневрирования погрузочной техники в процессе грузовых операций.
      При интенсивном ведении грузовых операций погрузочные средства в виде дизельных автопогрузчиков различного типа могут выделять значительное количество выхлопных газов. Поэтому в трюме и твиндеке предусмотрена комбинированная система вентиляции, обеспечивающая не менее 20 обменов воздуха в час. Основная вытяжка (до 2/3 всего количества воздуха) осуществляется из нижних зон трюма и твиндека, что позволяет избежать накопления опасных концентраций паров бензина при перевозке автомашин в частично заправленном состоянии.
      Требования к осветительным системам на судах типа "ро-ро" весьма противоречивы: с одной стороны, необходимо обеспечить взрывозащищенное исполнение всего электрооборудования, с другой стороны, освещение всех площадей интенсивностью более 30 люкс с помощью взрывозащищенных светильников практически невыполнимо. Поэтому на судне принята комбинированная система освещения, при которой используются люминесцентные светильники обычного и взрывозащищенного типа.
      Обычные светильники сблокированы с системой вентиляции таким образом, что могут быть включены лишь при работе всех трюмных вентиляторов и поднятых закрытиях въездного коридора.
      К числу специальных систем, обеспечивающих нормальную эксплуатацию судна, следует отнести откренивающую систему и систему замера остойчивости. Поскольку принятые конструктивные решения исключили появление больших кренящих моментов под действием погрузочной техники с грузами, назначение откренивающей системы ограничивается компенсацией момента от несимметричной загрузки судна. Система включается автоматически в случае появления крена более 2°. Система замера остойчивости состоит из двух бортовых отсеков, объемы которых тарированы. О величине остойчивости судят по изменению угла крена при перекачке воды из отсека одного борта в другой.
      Остойчивость судна при всех эксплуатационных случаях нагрузки удовлетворяет требованиям Правил Регистра СССР для судов неограниченного района плавания. Судно оборудовано пассивными цистернами-успокоителями качки, которые в условиях резонанса уменьшают бортовую качку не менее чем в полтора раза. Непотопляемость обеспечена только при затоплении любого из отсеков, расположенных в корму от грузового трюма, и любых двух отсеков в нос от грузового трюма, а также в случае затопления трюма при неповрежденной главной палубе и борте выше нее. Для повышения фактической живучести в грузовом трюме предусмотрены двойные борта, а между таранной переборкой и трюмом имеются три коротких водонепроницаемых отсека.
      Стальной корпус судна цельносварной конструкции набран по смешанной системе набора, расчетные распределенные нагрузки на верхнюю и главную палубы соответственно равны 2,4 и 2,7 тс/м2. При этом обеспечивается достаточная местная прочность.
      Жилые и общественные помещения команды и практикантов расположены в пятиярусной рубке и на платформе под верхней палубой. На судне предусмотрены 10 кают улучшенного типа с индивидуальными санузлами и душем, 12 одноместных (рис. 5) и 5 двухместных кают, из которых две предназначены для практикантов. Столовая и салон команды (рис. 6) и столовая комсостава со своими буфетными расположены на верхней палубе рядом с камбузом. Салон комсостава (рис. 7) размещен на палубе надстройки.
      На судне предусмотрена спорт-каюта площадью 21 м2 и высотой 4,7 м. Имеется также стационарный плавательный бассейн и открытая спортплощадка под тентом.
      Судно снабжено двумя становыми и одним запасным якорями Холла массой по 4 т. Для подъема и отдачи якорей служат два якорно-швартовных шпиля. Для швартовного устройства использованы четыре автоматические электрические лебедки с тяговым усилием 8 тс при канатоемкости барабанов 200 м. Две из них размещены на палубе бака и две - в корме. Звуковая и световая сигнализация о работе швартовных лебедок в автоматическом режиме выведена в районе поста вахтенного.
      В качестве основных спасательных средств предусмотрены две закрытые моторные шлюпки из стеклопластика вместимостью по 37 человек. Подъем и спуск шлюпок производится с помощью электрических шлюпочных лебедок. Имеются также два спасательных надувных плота, хранящиеся в стеллажах-сбрасывателях с гидростатическими разобщающими устройствами, обеспечивающими самовсплытие плотов. Спуск и подъем рабочей моторной шлюпки из стеклопластика осуществляется вспомогательным грузовым устройством в виде механизированной стрелы, которая обеспечивает также погрузку провизии.
      На судне установлен обтекаемый полубалансирный руль площадью 14,2 м2, работающий от рулевой машины с крутящим моментом на баллере 25 тс-м. Для облегчения швартовных операций в носовой оконечности судна установлено сдвоенное подруливающее устройство мощностью 500 л.с., обеспечивающее упор 5,5 тс.
      Технико-экономическая эффективность эксплуатации судов с горизонтальной погрузкой в значительной степени определяется составом погрузо-разгрузочных средств в виде вилочных погрузчиков, автогрузовозов, контейнерных перегружателей и т.д. В крупнейших портах мира такая техника, как правило, предоставляется администрацией порта или фирмами, которые обслуживают данный порт. Однако многие порты подобной техникой не располагают. Для перегрузочных операций в таких портах используется бортовая погрузочная техника. На судне "Нева" имеются два вилочных погрузчика грузоподъемностью до 25 тс, с боковым спредером, два вилочных погрузчика грузоподъемностью 4 тс и один автогрузовоз грузоподъемностью до 30 тс.
      Объем автоматизации и степень централизации управления и контроля обеспечивают обслуживание энергетической установки на ходу одним вахтенным в центральном посту управления (ЦПУ) и безвахтенное обслуживание на стоянке. Главный двигатель оборудован системой дистанционного управления из ЦПУ и дистанционного автоматизированного управления из рулевой рубки. Предусмотрены автоматический регистратор команд, задаваемых главному двигателю, и их отработка. Кроме того, возможна аварийная остановка двигателя из рулевой рубки. В системах, обслуживающих главный двигатель, также широко применяется автоматика.
      Электроэнергетическая установка состоит из трех дизель-генераторов, установленных на платформе в кормовой части машинного отделения, и аварийного дизель-генератора, установленного в отдельном помещении на палубе надстройки. Дизель-генераторы оборудованы системой, обеспечивающей дистанционное автоматизированное управление ими из ЦПУ. Управление судовой электростанцией производится как непосредственно с главного распределительного щита, так и дистанционно со специального щита управления. Работа вспомогательной котельной и опреснительной установок также автоматизирована. Кроме местного контроля работы и состояния механизмов и систем, предусмотрена система автоматического централизованного контроля, охватывающая более 110 параметров технических средств по многим точкам. Судно оснащено всеми необходимыми современными средствами связи и радионавигации.
      Нормальная эксплуатация судов с горизонтальной погрузкой предполагает более высокую степень организации перевозок, при которой весь груз подготовлен заранее, а для выполнения грузовых работ выделена необходимая техника. При этом погрузка (выгрузка) ведется в строгом соответствии с каргопланом и схемой последовательности загрузки. Предварительные расчеты технико-экономических показателей свидетельствуют о несомненных преимуществах судов с горизонтальной погрузкой, поскольку время грузообработки судна может быть уменьшено в 3-6 раз. В зависимости от протяженности линии и характера груза провозоспособность при этом увеличивается на 20-50% при уменьшении удельных капиталовложений и приведенных затрат.





ФОТОГРАФИИ  




Источник: Б. К. Сидоров, Д. Г. Соколов. первое отечественное судно с горизонтальной погрузкой "Нева". / ж. "Судостроение" № 1, 1975, 5-9с
Edit & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2022