статья из журнала "Судостроение"
Проектирование судов
МАЛЫЙ МОРСКОЙ ТАНКЕР «КАИР»
По проекту, разработанному ЦКБ «Вымпел», построен малый морской танкер дедвейтом 580 т.
Проект нового судна выполнен в четырех модификациях.
Помимо основного назначения три остальные
модификации созданы для использования
судна в качестве водолея (перевозка пресной воды),
танкера-маслозаправщика (одновременная
транспортировка четырех сортов технических масел),
а также танкера-доставщика дизельного топлива.
Основные элементы и характеристики судна:
Длина расчетная по КВЛ, м ... 49,4
Ширина расчетная по КВЛ, м ... 9,4
Высота борта, м ... 4,2
Осадка по грузовую марку, м ... 3,42
Дедвейт, т ... 580
Мощность энергетической установки, л.с. ... 600
Скорость хода, уз ... 10
Дальность плавания, мили ...500
Экипаж, чел. ... 20
Танкер представляет собой однопалубное, одновинтовое,
дизельное судно с плавными обводами,
крейсерской кормой, избыточным надводным бортом
(рисунок). В кормовой части судна расположены
все жилые, служебные и общественные помещения,
машинное и насосное отделения и ходовая рубка.
Грузовое пространство разделено одной
поперечной и одной продольной переборкой на четыре
танка. Расположение балластных цистерн
выбрано из условий получения приемлемых осадок.
Общая вместимость грузовых танков составляет
606 м3. балластных цистерн-около 159 м3. В
носовой части танкера имеются трюм для перевозки
5 т сухого груза, кладовые и шкиперская.
Непотопляемость танкера обеспечивается при
затоплении одного любого отсека, остойчивость
удовлетворяет Нормам остойчивости морских судов
Регистра СССР для судов II категории.
Корпус судна сварной, набран применительно к
Правилам классификации и постройки морских
стальных судов Регистра СССР с учетом плавания
в битом льду. В качестве материала для основного
корпуса принята сталь марки ВМСтЗсп, для легких
выгородок в корпусе и надстройке - гофрированная
сталь марки МСтЗсп. Система набора смешанная:
продольная по днищу, второму дну, главной
палубе в средней части судна; борта и оконечности
набраны по поперечной системе с веерными
шпангоутами в корме. Продольная и поперечные
переборки в районе танков гофрированные, с
вертикальным расположением гофров.
Судно снабжено тремя становыми якорями Холла
массой 700 кг каждый (один из них запасной).
Якорные цепи сварные, калибр 31 мм. Подъем и
отдача становых якорей производится электрическим
брашпилем. Скорость подъема одного якоря
после отрыва от грунта с глубины 100 м -
10,5 м/мин. Кроме становых якорей, судно снабжено
стопанкером Холла массой 250 кг. Цепь стопанкера
сварная, калибр 22 м, длина 150 м. Подъем и
отдача стопанкера производится шпилем, скорость
подъема которого с глубины 50 м составляет
10 м/мин. Для управления судном установлена
поворотная направляющая насадка сварной
конструкции со стабилизатором и рулевая
электрогидравлическая машина с номинальным крутящим
моментом 4 т•см. Вываливание и подъем двух
спасательных шлюпок осуществляется двухшарнирными
гравитационными шлюпбалками.
Грузовое устройство состоит из трех стрел
грузоподъемностью 500 кг каждая, с ручными
лебедками. Грузовая стрела, расположенная в носовой
части судна на переходном мостике, предназначена
для обслуживания носового грузового трюма, а также
спуска на воду яла, являющегося рабочей
шлюпкой. Остальные две стрелы служат для
поддержания шлангов при приеме и выдаче груза.
Мебель и предметы оборудования жилых и общественных
помещений выполнены из щитов трехслойной конструкции
(пластик-пенопласт-пластик) с применением пластмасс и синтетических
тканей. Для служебных помещений мебель изготовлена из легких сплавов.
Предусмотренные на судне общесудовые и бытовые
системы обеспечивают живучесть, противопожарную
защиту и необходимые санитарно-гигиенические
условия для работы и отдыха личного состава.
Столовая и кают-компания оборудованы
системой кондиционирования воздуха, которая
обслуживается судовой фреоновой холодильной
установкой холодопроизводительностью 5000 ккал/ч
при to=7°C. Система кондиционирования обеспечивает
перепад температуры по отношению к наружной 4-5° С.
Каюта капитана оборудована автономным кондиционером
холодопроизводительностью 2000 ккал/ч. Все жилые
помещения, каюткомпания, столовая, радиорубка и помещение ГРЩ
оборудованы системой воздушного отопления, обеспечивающей
температуру воздуха в зимнее время года +21° С.
Для поддержания на судне необходимых температур,
а также для обеспечения хозяйственно-бытовых
нужд предусмотрена система парового отопления
и хозяйственного паропровода. Подача пара
в систему производится от автоматизированных
котельных агрегатов производительностью 250 кгс/ч
при давлении 3 кгс/см2 и производительностью
2500 кгс/ч при давлении 5 кгс/см2.
Противопожарная водяная система обслуживается
двумя электронасосами производительностью
63 м3/ч каждый, причем один из них автоматически
включается при падении давления в магистрали ниже
2,0 кгс/см2 и выключается при давлении более
8 кгс/см2. Танкер оборудован специальными
противопожарными системами пенотушения и объемного
пожаротушения. Для тушения пожара в грузовых
наливных танках имеется система высокократного
пенотушения. Пена в грузовые танки подается через
расширительные шахты. Для тушения пожара в машинном,
котельном и насосном отделениях служит
жидкостная система объемного пожаротушения.
В качестве огнегасительной жидкости применен фреон.
Для выполнения всех операций по приему, выдаче
и подогреву груза на судне предусмотрены
специальные системы. Грузовая и зачистная системы
обеспечивают возможность проведения закрытого
и открытого налива груза средствами базы и
собственными насосами, перевалку груза из одного
судна в другое и перекачку его из одного танка в
другой. Грузовая система обслуживается одним
роторно-зубчатым насосом производительностью
120 м3/ч, который обеспечивает выдачу груза за
4,5 ч. Предусмотрено гидравлическое дистанционное
управление грузовой системой из поста управления
погрузо-разгрузочными операциями. Для
зачистки груза в насосном отделении установлен
поршневой насос производительностью 24 м3/ч и
напором 30 м вод. ст. Периодическая очистка танков
от остатков вязкого груза осуществляется системой
механизированной мойки танков по замкнутому
циклу с использованием грузового и зачистного
насосов и двух подогревателей. Для разведения и
отстаивания моечного раствора оборудованы две
бортовые цистерны, соединенные между собой
переточной трубой. С целью обезвоживания и
уменьшения вязкости мазута на танкере выполнен
циркуляционный обогрев груза с помощью двух
подогревателей ПЭВ 7/50. которые обеспечивают подогрев
груза до 70° С, а также местный подогрев в танках
в районе приемных воронок грузовой системы. Во
избежание перегрева груза предусмотрена установка
термосигнализаторов типа ТСМ-100 и электромагнитных
клапанов, прекращающих подачу пара в подогреватели
при достижении заданной температуры.
Машинная одновальная установка расположена
в кормовой части судна. В качестве главного
двигателя используется дизель марки 6ДР 30/50-5-2.
изготовляемый заводом "Русский дизель",
номинальной мощностью 600 л. с. при 300 об/мин.
В качестве судового движителя на танкере установлен
бронзовый четырехлопастный гребной винт диаметром
1,8 м в поворотной насадке.
Судовая электростанция состоит из двух дизель-генераторов
трехфазного переменного тока напряжением 400 в,
мощностью по 100 квт. расположенных в выгородках
по правому и левому бортам котельного отделения,
и одного дизель-генератора мощностью 50 квт,
установленного в выгородке машинного отделения
по левому борту. За основной на судне принят
переменный трехфазный ток частотой 50 гц и
напряжением 380 в для силовых потребителей и
127 в для бытовых электромеханизмов и сети
нормального освещения.
Пополнение запасов котельной воды производится
от водоопреснительной установки производительностью 5 т/сут.
Предусмотренный проектом объем автоматизации
обеспечивает эксплуатацию судна без несения
постоянной вахты у местных постов управления
механизмами. На судне два основных поста управления:
ходовая рубка с пультом управления главным
двигателем и стояночным дизель-генератором,
компрессорами, резервным маслопрокачивающим,
пожарным и другими насосами, а также приборами
громкоговорящей связи, лагом, гирокомпасом и
т.д.; пост с пультом управления грузовой системой.
Постоянно вахта несется в ходовой рубке, а в грузовом
посту только во время погрузо-разгрузочных операций.
Управление судном осуществляется из совмещенной
ходовой и штурманской рубки.
Н. М. Шомин, Е. Д. Виноградова, В. А. Евстифеев
|