статья из журнала «Судостроение»
Проектирование судов
МОРСКОЕ ПРОТИВОПОЖАРНОЕ СУДНО
«ГЕНЕРАЛ ГАМИДОВ»
В. П. Вилунас, А. С. Криксунов, А. Г. Минаев
С ростом флота возрастает потребность в судах, обеспечивающих его пожарную безопасность.
Опубликованные в печати данные показывают, что в послевоенные годы во всем мире
увеличилось число аварий, связанных с пожарами на судах. Для
борьбы с пожарами в портах, как правило, используются комбинированные пожарные суда.
Это в основном портовые буксиры, имеющие противопожарное вооружение, не снижающее
их эффективности как буксировочных средств. Для тушения пожаров
в море используются специальные пожарные суда с неограниченной мореходностью,
мощной энергетической установкой и большой скоростью. Противопожарные суда
должны иметь хорошие маневренные качества. Время ввода в действие их противопожарных
средств должно быть минимальным. Среди этих средств системы водотушения, пенотушения и др.
Кроме того, суда оборудуются переносными водоотливными средствами для откачки воды
из аварийного судна с целью предотвращения его гибели от потери остойчивости и плавучести.
К числу наиболее мощных из существующих противопожарных судов относятся отечественные
суда типа «Генерал Гамидов». Головное судно этого типа вступило в строй в 1970 г.
(рис. 1). Оно предназначено для оказания противопожарной помощи судам в море,
в портах и на рейдах, а также для тушения пожаров морских нефтепромысловых
и береговых сооружений. Проект противопожарного судна «Генерал Гамидов» отмечен дипломом
за 1971 г. Выставки достижений народного хозяйства СССР.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Длина наибольшая, м |
62,6 |
Ширина наибольшая, м |
10,2 |
Высота борта на миделе, м |
4,85 |
Осадка средняя, м |
3,1 |
Водоизмещение полное, т |
920 |
Мощность ЭУ,л. с. |
2х2000 |
Скорость, уз |
17 |
Мощность подруливающего устройства, квт. |
185 |
Дальность - (при автономности 20 сут.), мили |
1800 |
Экипаж, чел. |
31 |
Судно «Генерал Гамидов» оснащено мощными
противопожарными средствами отечественного производства.
Суммарная производительность четырех
главных пожарных насосов составляет 4000 м3/ч.
Судно оснащено семью лафетными стволами со
спрыском диаметром 65 мм и одной гидропушкой
со спрыском диаметром 95 мм. Каждый лафетный
ствол способен подать на расстояние около 100 м
в очаг пожара 500 м3 воды в час, а гидропушка - 1000 м3/ч
на расстояние около 120 м. Управление
четырьмя лафетными стволами и гидропушкой дистанционное
из ходовой рубки и закрытого мостика. Гидравлическая система управления стволами
обслуживается двумя насосами (один из них резервный)
производительностью по 100 л/мин при
напоре 50 кгс/см2. Рабочей жидкостью гидросистемы является масло АМГ-10.
На судне имеется система воздушно-пенного тушения, которая может выбросить в очаг пожара
3400 м3 пены в течение 15 мин. У четырех лафетных
стволов, расположенных в верхней части судна,
размещены съемные пенные стволы, имеющие производительность
4500—6000 м3/ч при кратности пены 9. Дальность действия пенной струи равна 80 м.
Система объемного жидкостного пожаротушения судна позволяет ликвидировать пожар
в отсеке аварийного судна объемом до 1000 м3 в течение нескольких минут с
момента пуска системы. По мощности пожаротушительных средств это судно является
одним из наиболее эффективных морских противопожарных судов в отечественном и
зарубежном флотах.
Судно «Генерал Гамидов» (рис. 2) — гладкопалубное, с двухвальной гребной установкой.
Корпус судна стальной. Листы толщиной до 8 мм изготовлены
из стали марки ВСтЗсп2 с пределом текучести 2400 кгс/см2,
листы большей толщины из стали марки 09Г2 с пределом текучести
3000 кгс/см2. Надстройка и рубки выполнены из легких сплавов.
Корпус судна набран на класс ЛЗ Регистра СССР.
Палуба, двойное дно, днище и надстройка набраны по продольной
системе набора, борт и платформы — по поперечной системе. Шпация
по всей длине судна равна 600 мм. Корпус и надстройки полностью
сварные, соединение стального корпуса с надстройкой из легких сплавов — клепаное.
Остойчивость судна удовлетворяет нормам Регистра СССР для судов I категории.
Непотопляемость обеспечивается при затоплении одного любого
отсека. Для улучшения маневренности судна при
швартовке и особенно при тушении пожара в носовой части
в поперечном канале установлено подруливающее устройство
мощностью 185 квт, состоящее из двух разновращающихся винтов диаметром
1,2 м. В качестве главных двигателей применены
два дизеля марки 40ДМ — двухтактные, реверсивные, простого действия.
Номинальная длительная мощность каждого дизеля 2000 л. с. при 730 об/мин.
Пуск, остановка, изменение частоты вращения и реверсирование
главных двигателей производятся из помещения центрального поста с помощью
пневматической системы дистанционного управления.
Для обеспечения паром системы отопления и
прочих судовых потребителей установлен вспомогательный
котлоагрегат паропроизводительностью
1 т/ч при давлении пара 5,5 кгс/см2. Судовая электростанция
переменного тока состоит из двух дизель-генераторов мощностью по 200 квт и одного
дизель-генератора мощностью 100 квт. Схема распределения электроэнергии
обеспечивает длительную параллельную работу двух любых дизель-генераторов
на шины главного распределительного щита, а также кратковременную параллельную
работу всех дизель-генераторов. Дистанционное автоматизированное включение
генераторов на параллельную работу может осуществляться как методом
грубой синхронизации через токоограничивающий реактор, так и методом точной ручной
синхронизации. Обеспечивается автоматическое отключение электропривода подруливающего
устройства при перегрузке генераторов, а также фидера
питания с берега при обрыве фазы и понижении напряжения питающей сети на 20% от
номинального. Осуществляется непрерывный контроль сопротивления изоляции на шинах
главного распределительного щита сигнализацией о понижении его ниже заданного.
Управление электроэнергетической установкой и вспомогательными дизель-генераторами
осуществляется с объединенного пульта, установленного в центральном посту. Здесь же
сосредоточена сигнализация об аварийном состоянии главных двигателей, дизель-генераторов
и других механизмов.
Главные и вспомогательные механизмы судна
«Генерал Гамидов» расположены в двух машинных
отделениях. В кормовом отделении установлены
главные и вспомогательные механизмы гребной
установки, компрессор и дизель-генератор мощностью
200 квт. В носовом машинном отделении размещены
дизель-генераторы мощностью 200 и
100 квт, вспомогательный котлоагрегат, компрессор
и главные пожарные насосы. Такое расположение
механизмов повышает живучесть электроэнергетической установки.
В качестве приводов четырех главных пожарных
насосов использованы дизели мощностью по
720 л. с. Главная пожарная система обеспечивает
водяную завесу (рис. 3), работу пяти лафетных
стволов (рис. 4, 5) на один борт, а также работу
возимых и переносимых лафетных стволов и питание
водой переносных водоотливных эжекторов.
На верхней палубе, в носу и корме, установлены
раздаточные колонки, откуда производится подача
воды на противопожарные и водоотливные переносные
средства. Судно снабжено тремя возимыми лафетными
стволами с пенными насадками и восемью
переносными лафетными стволами с диаметром
спрыска 25—32 мм. Кроме того, имеются 20 водяных
и 16 пенных ручных стволов, четыре распылителя
для подачи воды и два для подачи огнегасительной
жидкости, шесть пеногенераторов высокой
кратности. Переносные средства пожаротушения
укомплектованы необходимыми шлангами, соединениями,
разветвлениями, переходниками и другой арматурой.
Для удаления из отсеков аварийного судна дыма
и воды имеются переносные электровентиляторы,
электронасосы и водоотливные эжекторы. При
проведении аварийно-спасательных операций могут
быть использованы переносные газорезательная и
электросварочная установки. Доставка на аварийное
судно пожаротушительных и водоотливных
средств, оборудования, а также аварийной партии
осуществляется с помощью огнезащищенной шлюпки,
грузового крана, на стреле которого имеется
специальный трап, и специального устройства передачи
аварийного имущества. Последнее обеспечивает
передачу водяных шланговых линий и грузов
общей массой до 350 кг за один рейс спасательного
плота. На аварийное судно, сидящее на мели или
стоящее на якорях на расстоянии до 60 м, могут
быть переданы шесть шлангово-кабельных линий.
Система пенотушения подает пену через стационарные
и возимые лафетные стволы с насадками,
а также через ручные пенные стволы. Запас пенообразователя,
составляющий 15 м3, хранится в кормовой
цистерне. Подача пенообразователя производится
насосом судовой пожарной системы через
кран-манипулятор, расположенный на пульте центрального
поста. Для защиты противопожарного судна от тепловой
радиации предусмотрены системы водяной защиты и завесы.
Судно снабжено двумя становыми и одним кормовым
якорем Холла массой по 1 т. Подъем носовых якорей
производится с помощью брашпиля,
кормового—шпилем. Рулевое устройство состоит
из одного полубалансирного руля площадью 3,8 м2
и рулевой машины. Буксировка аварийных судов
производится с помощью троса, который крепится
на кормовой врезной кнехт. Для растаскивания судов
и буксировки их в узкостях на судне «Генерал
Гамидов» имеется трос, крепящийся за буксирный
гак, который снабжен устройствами дистанционной
(с верхнего мостика) и автоматической отдачи.
В качестве спасательных средств на судне используются
шлюпки, а для их спуска и подъема—гравитационная
растровая и двухшарнирная шлюпбалки.
Командный состав судна размещен в одно- и
двухместных каютах, а рядовой—в кубриках. Жилые
помещения, кают-компания, столовая, центральный
пост обслуживаются низконапорной системой
кондиционирования воздуха, работу которой
обеспечивают четыре кондиционера производительностью
по 2000 м3/ч каждый и холодильная
машина холодопроизводительностью 55 000 ккал/ч.
Для охлаждения провизионных кладовых предназначена
холодильная установка, состоящая из двух
холодильных машин производительностью
2000 ккал/ч каждая. Холодильные машины поддерживают
температуру в кладовой мяса —8° С, а в
кладовой мокрой провизии +2° С.
Противопожарные суда типа «Генерал Гамидов»
эксплуатируются в составе «Каспнефтефлота» в
Каспийском море. Для предотвращения загрязнения
моря на судах установлены фекальные цистерны,
а также система откачки льяльных вод машинного
отделения в очистные береговые сооружения
или специальную баржу.
Судно оборудовано современной навигационной
аппаратурой, средствами автоматики, контроля и
дистанционного управления, аварийно-предупредительной
сигнализации. В качестве средств радиосвязи
и радиолокации используются комбинированный
радиопередатчик коротких, промежуточных
и средних волн, всеволновой радиоприемник, аварийные
радиопередатчик и радиоприемник, автоматический
приемник сигналов тревоги и др. Для связи
с аварийной партией, высаживаемой на судно,
терпящее бедствие, имеются переносные радиостанции УКВ диапазона.
Морские противопожарные суда типа «Генерал
Гамидов» по своим характеристикам не уступают
лучшим современным морским противопожарным
судам. Введение в строй судов этого типа значительно
повысит противопожарную безопасность
нефтепромыслов в Каспийском море, а опыт их
эксплуатации будет использован для дальнейшего
совершенствования морских противопожарных судов.
|