статья из журнала "Судостроение"
Проектирование судов
МАЛЫЙ КРЕВЕТОЧНЫЙ МОРОЗИЛЬНЫЙ ТРАУЛЕР
В настоящее время во многих странах интенсивно
развивается лов креветки, являющейся ценным
пищевым продуктом. Как показала практика, для
этой цели наиболее выгодны специализированные
морозильные креветочные траулеры. Первое отечественное
судно такого типа — малый траулер «Креветка»
построен и сдан в эксплуатацию в 1970 г.
(рисунок). Он предназначен для промысла креветки
в составе экспедиции с плавучей базой. Траулер
является однопалубным стальным судном с развитым
баком и открытой палубой в корме. Машинное
отделение расположено в носовой части. В качестве
главного двигателя используется дизель. Судно
спроектировано и построено на класс Регистра
СССР *Р4/1С, его район плавания—ограниченный
по II категории. Непотопляемость траулера
обеспечивается при затоплении одного любого
отсека. Общее расположение судна позволяет ему
вести лов по двухбортной промысловой схеме.
Все жилые каюты, камбуз-столовая и рулевая
рубка имеют электрогрелки и обслуживаются системой
кондиционирования воздуха, а также искусственной
и естественной вентиляцией. Камбуз оборудован
электроплитой, электрокипятильником и холодильником.
На судне имеется душевая и другие бытовые помещения.
Наибольшая длина траулера равна 27 м, ширина — 6,7 м,
высота борта — 3,4 м. Водоизмещение
судна порожнем 173 т, в полном грузу, при осадке
2,56 м, — 218 т. В грузовом трюме вместимостью
68 м3 поддерживается температура минус 23° С.
Мощность главного двигателя равна 300 л. с., а
судовой электростанции—100 квт. Судно развивает
скорость 9,6 уз. Запасы топлива составляют 20 т,
пресной воды—12 т. Траулер оборудован морозильным
шкафом производительностью 1,6 т/сут.
Экипаж траулера насчитывает 10 чел. Автономность
судна по запасам топлива, воды, масла и провизии
достигает 10 суток, а дальность плавания около 2000 миль.
Промысел креветки ведется по двухбортной схеме
траления двумя основными тралами, а поиск-контрольным
тралом. На судне имеется трехбарабанная траловая
лебедка с механическим приводом
от главного двигателя. Тяга ее составляет
3х1300 кгс, скорость выборки трала—40 м/мин,
канатоемкость барабанов—300 м. Для подъема
улова и сушки креветочных тралов служит Т-образная
промысловая стрела длиной 9,5 м и грузоподъемностью 2 т,
постоянно закрепленная в диаметральной плоскости.
На стреле смонтированы тали грузоподъемностью 0,5 т
для выгрузки готовой продукции из трюма.
Улов сохраняется в льдоводяной смеси, откуда
он поступает в плиточный морозильный аппарат на
замораживание в картонной стандартной упаковке
и далее в грузовой трюм. Холодильное оборудование
траулера состоит из двух одноступенчатых компрессоров
хладопроизводительностью по 19000 ккал,
работающих на фреоне-22, льдогенератора
производительностью 120 кг/ч, установленного на
главной палубе в кормовой части судна, и плиточного
морозильного шкафа с встроенным компрессором
производительностью 1,6 т/сут мороженой креветки.
Главный двигатель—дизель ЗД12А с реверсредукторной
передачей и дистанционным управлением —
развивает мощность 300 л. с. при
1500 об/мин. В машинном отделении установлены
компрессоры и все необходимые механизмы и
оборудование, обслуживающие главный и
вспомогательный двигатели и общесудовые системы. Для
обеспечения электроэнергией общесудовых силовых
потребителей и сети основного освещения служат
два дизель-генератора переменного тока ДГ50/I-II-I
мощностью до 50 квт при напряжении 400 в. Для
питания системы аварийного освещения и авральной
сигнализации предусмотрена группа аккумуляторов
общей емкостью 135 а*ч в составе двух
последовательно соединенных батарей напряжением 12 в.
В рулевой рубке установлен пульт дистанционного
управления главным двигателем. С помощью
одной рукоятки можно управлять главным двигателем
и реверс-редуктором. Для наблюдения за его
работой и за работой дизель-генераторов здесь же
имеется щит с аппаратурой дистанционного контроля
и сигнализации. Из рулевой рубки обеспечивается
хороший обзор в корму, что дает возможность
вести наблюдение за работой траловой лебедки и
промысловыми операциями.
Судно оснащено современным радионавигационным
оборудованием: радиостанцией, радиопеленгатором
и эхолотом. Рулевое устройство состоит из
балансирного руля с приводом от ручной рулевой
машины через валиковую проводку. Брашпиль
имеет электрический и ручной приводы. В качестве
спасательных средств приняты плоты типа ПСН-10.
Они установлены по одному с каждого борта в
специальных контейнерах, оборудованных
гидростатическим разобщительным устройством.
Специализированные траулеры типа «Креветка»
могут рентабельно эксплуатироваться в различных
районах мирового океана.
А. И. Кучук
|