статья из журнала "Судостроение"
Проектирование судов
СРЕДНИЙ РЕФРИЖЕРАТОРНЫЙ ТРАУЛЕР-СЕЙНЕР
Отечественный рыбопромысловый флот за
последние годы пополнился новыми судами
многоцелевого назначения. В их число входят
средние рефрижераторные траулеры-сейнеры типа
"Саргасса" (рис. 1), созданные на базе серийного
рыболовного траулера типа "Маяк". Траулер-сейнер
типа "Саргасса"-одновинтовое однопалубное
судно с утопленным полубаком, надстройкой и
ютом. Корпус траулера-стальной, машинное
отделение расположено в корме. Основным
назначением траулера-сейнера является лов рыбы донным
или разноглубинным тралами (по бортовой схеме
траления) и кошельковым неводом, а также лов
сайры бортовой ловушкой и кальмара ярусами.
Улов доставляется в порт или на плавучие базы
в охлажденном или малосоленом виде. Лов рыбы
кошельковым неводом и тралом может производиться
без дополнительного перевооружения. Многоцелевое
назначение траулера-сейнера типа "Саргасса"
позволяет эффективно использовать его в
течение круглого года на различных объектах промысла.
Судно спроектировано и строится на класс
Регистра СССР Л*Р 4/1 СQ (траулер). Его наибольшая
длина 54,2 м, ширина 9,3 м, высота борта 4,7 м,
осадка 3,9 м. Полное водоизмещение траулера
1026 т, а объем рыбных трюмов 418 м3. В полном
грузу судно развивает скорость 11,7 уз, автономность
плавания 30 сут. Экипаж траулера, состоящий
из 29 чел, размещен в одноместных, двухместных
и четырехместных каютах. Остойчивость судна
удовлетворяет требованиям Регистра СССР для
судов 1 категории. Обводы корпуса обеспечивают
траулеру хорошие мореходные качества и гарантируют
безопасность швартовных операций (рис. 2).
Промысловое оборудование судна включает в
себя траловую лебедку с тяговым усилием 6-8 т
и силовые блоки ПМВК-5 с тяговым усилием 2,5 т.
Скорость выборки ваеров составляет 45-60 м/мин,
канатоемкость барабанов лебедки достигает 1800 м.
В качестве главного двигателя использован
восьмицилиндровый дизель 8NVD48AU мощностью
800 л. с, при 300 об/мин, вращающий четырехлопастный
гребной винт фиксированного шага. Судовая
электростанция состоит из трех дизель-генераторов
ДГР 100/750 общей мощностью 300 квт.
В состав аммиачной рефрижераторной установки
входят два компрессора АВ-100
холодопроизводительностью по 100 тыс. ккал/ч, обеспечивающие
поддержание в рыбных трюмах температуры минус 2-5° С.
Для обработки улова судно оснащено различным
технологическим оборудованием (транспортерами
для рыбы и льда, рыбомойками и льдогенераторами).
Работа холодильной установки, котлоагрегата
и большинства вспомогательных механизмов
автоматизирована, предусмотрена аварийно-предупредительная
сигнализация по температуре и
давлению охлаждающей воды и масла в дизелях.
Судно оснащено современным радионавигационным
оборудованием и поисковой аппаратурой. На
нем широко использованы современные изоляционные
негорючие и трудносгораемые материалы. При
постройке судна проведены конструктивные
мероприятия по снижению уровня шума в жилых
и служебных помещениях.
В настоящее время средние рыболовные
траулеры-сейнеры типа "Саргасса" успешно работают
во многих районах промысла, имеющих различные
климатические условия.
В.А. Середа
|