статья из журнала «Судостроение»
Проектирование судов
НОВЫЙ ТИП МАЛОГО СЕЙНЕРА ДЛЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА (МРС225)
Н. А. Яншин, Я. И. Вольфсон
Значительная часть рыболовецких колхозов Камчатки, ведущих лов рыбы у побережья Охотского
моря, расположена в устьях рек и акваториях, вход в которые возможен только для судов с
небольшой осадкой. Это практически исключает использование среднетоннажных рыболовных судов.
Имеющиеся в распоряжении колхозов малотоннажные сейнеры МРС-80 и РБ-80 уже устарели и не
обеспечивают дальнейшего расширения прибрежных районов промысла.
Для замены этих судов Благовещенская судоверфь освоила серийное производство рыболовных
сейнеров типа МРС-225 (рисунок), которые в перспективе должны стать основным типом
малотоннажного добывающего судна для колхозов Камчатки.
Сейнеры МРС-225 являются маломерными судами, как по валовой вместимости (до 80 per. т),
так и по длине (менее 24 м). Специфические условия их эксплуатации сделали жесткими
ограничения на осадку и длину, предъявили повышенные требования к управляемости в связи
со смешанным районом плавания (река—море), определили пути обеспечения остойчивости в
основном за счет ширины корпуса. Основные элементы теоретического чертежа сейнера
определились в результате проработки общего расположения, обеспечения требуемой кубатуры
отсеков и комплексного анализа возможных комбинаций элементов судна. Всесторонний учет
этих, во многом противоречивых требований, привел к выбору главных размерении корпуса с
соотношениями L/B=3,5 и L/H= 8,0, т.е. находящихся на крайних пределах нормальных
соотношений размерении корпусов морских судов, предусматриваемых Правилами Регистра СССР.
Несмотря на малые размерении, сейнер МРС-225 является промысловым судном многоцелевого
назначения. Он имеет промысловые устройства для лова сельди (кошельковый невод), камбалы
(снюрревод), донных и придонных рыб (трал), наваги (близнецовый трал), трески и палтуса
(донный ярус). По требованию заказчиков сейнер может быть дооборудован устройством для
лова сайры на электросвет.
По архитектуре судно представляет собой одноплощадочный сейнер, промысловая площадка
которого расположена в кормовой части палубы. Это обеспечивает удобную работу с орудиями
лова, возможность механизации выборки и укладки кошелькового невода, а также траления по
прогрессивной кормовой схеме. Наличие двухъярусной рубки в носовой части над моторным
отделением и жилым трюмом создает единый блок всех помещений с внутренними входами в
кубрик, каюты, столовую, камбуз, рулевую рубку, моторное отделение и блок санитарно-бытовых
помещений. Совмещенная рулевая и штурманская рубка обеспечивает хороший круговой обзор и
возможность управления всеми промысловыми операциями.
В процессе испытаний головного и первых сейнеров завод-изготовитель учел ряд замечаний
специалистов по технической и промысловой эксплуатации флота и внес соответствующие
изменения, направленные на дальнейшее повышение эффективности судов этого типа.
Корпуса сейнеров МРС-225 изготовляются из стали, двухъярусная рубка — из сплава AM.
Основные элементы и характеристики сейнеров:
Длина, м: |
|
наибольшая |
23,75 |
между перпендикулярами |
21,0 |
Ширина по миделю, м |
6,0 |
Наименьшая высота борта до главной палубы, м |
2,6 |
Средняя осадка, м: |
|
порожнем |
1,72 |
в грузу |
1,93 |
Водоизмещение, т: |
|
порожнем |
113 |
в полном грузу |
145 |
Объем грузового трюма (нетто), м3 |
43,7 |
Грузоподъемность, т |
20 |
Максимальный дедвейт, т (при 100% запасов и грузоподъемности 20 т) |
36,5 |
Скорость в полном грузу, уз |
9,1 |
Автономность по запасам топлива, сут. |
5 |
Дальность плавания, миль |
1080 |
Валовая вместимость, per. т |
76 |
Мореходные качества позволяют судам этого типа работать с удалением от порта-убежища
до 100 миль. Сейнер достаточно легко всходит на волну, обладает хорошей поворотливостью.
Диаметр циркуляции на полном ходу при максимальном угле перекладки руля на борт не
превышает двeх длин корпуса. С точки зрения гидродинамических характеристик сейнер имеет
ряд особенностей, вызванных необычными соотношениями его главных размерении и повышенными
значениями коэффициентов полноты. Важнейшее из этих особенностей — незначительное изменение
буксировочного сопротивления при числах Фруда Fz =0,30 0,35, соответствующих режиму полного хода,
независимо от изменении осадки и дифферента. Для сейнера характерны большие величины попутного потока
и засасывания, а также повышенное вихреобразование в кормовой оконечности, приводящее к
появлению добавочного вязкостного сопротивления. Определение этих величин теоретическим
путем по существующим расчетным методикам приводит к грубым ошибкам и требует специальных
экспериментальных и теоретических исследований. Также специальных исследований требуют
вопросы обеспечения устойчивости на курсе. Во всех случаях эксплуатации сейнера величина
поперечной меТацентрическои высоты сохраняется в пределах 0,53—0,60 м. Непотопляемость
обеспечивается при затоплении одного любого отсека.
Главный двигатель типа 6ЧНСП 18/22 развивает мощность 225 л. с. при 750 об/мин. Он работает
на четырехлопастный винт фиксированного шага диаметром 1,08 м, заключенный в направляющую
насадку. Главный двигатель оборудован системой автоматизированного дистанционного управления
из рулевой рубки. Тяга при скорости 2,5—3 уз составляет 2400 кгс, что позволяет работать
донным тралом длиной 21 м с распорными дисками площадью 2м2 при оптимальных скоростях
траления. Электроэнергетическая установка
состоит из дизель-генераторов мощностью 50 и 28 квт, а также валогенератора на 16 квт,
обеспечивающего работу всех судовых потребителей в ходовом режиме. На привод валогенератора
расходуется более 13% мощности главного двигателя. Для системы отопления установлен
автоматизированный котлоагрегат КОАВ-68 производительностью 68000 ккал/ч.
Безопасность плавания судна обеспечивается радиолокационной станцией «Кивач-1» и
радиопеленгатором СРП-5. Сейнер оборудован приемопередающей радиотелефонной станцией и
аварийной радиостанцией. Предусмотрены системы радиотрансляции и командного вещания.
Эхолот «Судак» обеспечивает обнаружение пелагических рыб на глубинах до 300 м и определение
глубин до 300 м. Судно оборудовано электрогидравлической рулевой машиной, управление которой
осуществляется из рулевой рубки и с ходового мостика (на крыше рубки).
Сейнер оснащен тралово-сейнерной лебедкой типа ЛГТр-5 (привод гидравлический), специально
спроектированной для данного судна и имеющей суммарное тяговое усилие 1600 кгс на средних
витках ваерных барабанов при скорости выбирания 75 м/мин, а также силовым блоком с
нераздельным гидравлическим приводом.
Эти промысловые механизмы обеспечивают работу с кошельковым неводом размерами 480X80 м.
На судне имеются грузовые стрелы грузоподъемностью 1 т.
Рыбный трюм, а также специальные доски, при меняемые для его сепарации, имеют гидрозащитное
покрытие из стеклопластика на эпоксидной смоле холодного отверждения. Пластмассы широко
применяются и в отделке помещений.
На сейнере созданы улучшенные условия обитаемости по сравнению с зарубежными промысловыми
судами подобного типа. Команда размещена в двух каютах и кубрике, имеющих искусственную
вентиляцию. К услугам рыбаков электрокамбуз, электрокипятильник, электрохолодильник и др.
В качестве спасательных средств предусмотрены два плотика типа ПСН-10 вместимостью по 10 чел.
Годовой вылов рыбы на сейнерах типа МРС-225 достигает 6000 центнеров. Хотя эти суда
спроектированы для колхозов Камчатки, они могут использоваться и в других бассейнах.
|