ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
Sudostr
Периодические издания

статья из журнала «Судостроение»

Проектирование судов


НОВЫЙ ТИП МАЛОГО СЕЙНЕРА ДЛЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА (МРС225)

Н. А. Яншин, Я. И. Вольфсон

      Значительная часть рыболовецких колхозов Камчатки, ведущих лов рыбы у побережья Охотского моря, расположена в устьях рек и акваториях, вход в которые возможен только для судов с небольшой осадкой. Это практически исключает использование среднетоннажных рыболовных судов. Имеющиеся в распоряжении колхозов малотоннажные сейнеры МРС-80 и РБ-80 уже устарели и не обеспечивают дальнейшего расширения прибрежных районов промысла.
      Для замены этих судов Благовещенская судоверфь освоила серийное производство рыболовных сейнеров типа МРС-225 (рисунок), которые в перспективе должны стать основным типом малотоннажного добывающего судна для колхозов Камчатки.


      Сейнеры МРС-225 являются маломерными судами, как по валовой вместимости (до 80 per. т), так и по длине (менее 24 м). Специфические условия их эксплуатации сделали жесткими ограничения на осадку и длину, предъявили повышенные требования к управляемости в связи со смешанным районом плавания (река—море), определили пути обеспечения остойчивости в основном за счет ширины корпуса. Основные элементы теоретического чертежа сейнера определились в результате проработки общего расположения, обеспечения требуемой кубатуры отсеков и комплексного анализа возможных комбинаций элементов судна. Всесторонний учет этих, во многом противоречивых требований, привел к выбору главных размерении корпуса с соотношениями L/B=3,5 и L/H= 8,0, т.е. находящихся на крайних пределах нормальных соотношений размерении корпусов морских судов, предусматриваемых Правилами Регистра СССР.
      Несмотря на малые размерении, сейнер МРС-225 является промысловым судном многоцелевого назначения. Он имеет промысловые устройства для лова сельди (кошельковый невод), камбалы (снюрревод), донных и придонных рыб (трал), наваги (близнецовый трал), трески и палтуса (донный ярус). По требованию заказчиков сейнер может быть дооборудован устройством для лова сайры на электросвет.
      По архитектуре судно представляет собой одноплощадочный сейнер, промысловая площадка которого расположена в кормовой части палубы. Это обеспечивает удобную работу с орудиями лова, возможность механизации выборки и укладки кошелькового невода, а также траления по прогрессивной кормовой схеме. Наличие двухъярусной рубки в носовой части над моторным отделением и жилым трюмом создает единый блок всех помещений с внутренними входами в кубрик, каюты, столовую, камбуз, рулевую рубку, моторное отделение и блок санитарно-бытовых помещений. Совмещенная рулевая и штурманская рубка обеспечивает хороший круговой обзор и возможность управления всеми промысловыми операциями.
      В процессе испытаний головного и первых сейнеров завод-изготовитель учел ряд замечаний специалистов по технической и промысловой эксплуатации флота и внес соответствующие изменения, направленные на дальнейшее повышение эффективности судов этого типа.
      Корпуса сейнеров МРС-225 изготовляются из стали, двухъярусная рубка — из сплава AM.

Основные элементы и характеристики сейнеров:

  Длина, м:  
наибольшая  
23,75  
между перпендикулярами  
21,0  
  Ширина по миделю, м
6,0
  Наименьшая высота борта до главной палубы, м
2,6
  Средняя осадка, м:  
порожнем  
1,72
в грузу  
1,93
  Водоизмещение, т:  
порожнем  
113  
в полном грузу  
145  
  Объем грузового трюма (нетто), м3
43,7
  Грузоподъемность, т
20
  Максимальный дедвейт, т (при 100% запасов и грузоподъемности 20 т)
36,5
 Скорость в полном грузу, уз
9,1
  Автономность по запасам топлива, сут.
5
  Дальность плавания, миль
1080
  Валовая вместимость, per. т
76



      Мореходные качества позволяют судам этого типа работать с удалением от порта-убежища до 100 миль. Сейнер достаточно легко всходит на волну, обладает хорошей поворотливостью. Диаметр циркуляции на полном ходу при максимальном угле перекладки руля на борт не превышает двeх длин корпуса. С точки зрения гидродинамических характеристик сейнер имеет ряд особенностей, вызванных необычными соотношениями его главных размерении и повышенными значениями коэффициентов полноты. Важнейшее из этих особенностей — незначительное изменение буксировочного сопротивления при числах Фруда Fz =0,30 0,35, соответствующих режиму полного хода, независимо от изменении осадки и дифферента. Для сейнера характерны большие величины попутного потока и засасывания, а также повышенное вихреобразование в кормовой оконечности, приводящее к появлению добавочного вязкостного сопротивления. Определение этих величин теоретическим путем по существующим расчетным методикам приводит к грубым ошибкам и требует специальных экспериментальных и теоретических исследований. Также специальных исследований требуют вопросы обеспечения устойчивости на курсе. Во всех случаях эксплуатации сейнера величина поперечной меТацентрическои высоты сохраняется в пределах 0,53—0,60 м. Непотопляемость обеспечивается при затоплении одного любого отсека.
      Главный двигатель типа 6ЧНСП 18/22 развивает мощность 225 л. с. при 750 об/мин. Он работает на четырехлопастный винт фиксированного шага диаметром 1,08 м, заключенный в направляющую насадку. Главный двигатель оборудован системой автоматизированного дистанционного управления из рулевой рубки. Тяга при скорости 2,5—3 уз составляет 2400 кгс, что позволяет работать донным тралом длиной 21 м с распорными дисками площадью 2м2 при оптимальных скоростях траления. Электроэнергетическая установка состоит из дизель-генераторов мощностью 50 и 28 квт, а также валогенератора на 16 квт, обеспечивающего работу всех судовых потребителей в ходовом режиме. На привод валогенератора расходуется более 13% мощности главного двигателя. Для системы отопления установлен автоматизированный котлоагрегат КОАВ-68 производительностью 68000 ккал/ч.
      Безопасность плавания судна обеспечивается радиолокационной станцией «Кивач-1» и радиопеленгатором СРП-5. Сейнер оборудован приемопередающей радиотелефонной станцией и аварийной радиостанцией. Предусмотрены системы радиотрансляции и командного вещания.
      Эхолот «Судак» обеспечивает обнаружение пелагических рыб на глубинах до 300 м и определение глубин до 300 м. Судно оборудовано электрогидравлической рулевой машиной, управление которой осуществляется из рулевой рубки и с ходового мостика (на крыше рубки).
      Сейнер оснащен тралово-сейнерной лебедкой типа ЛГТр-5 (привод гидравлический), специально спроектированной для данного судна и имеющей суммарное тяговое усилие 1600 кгс на средних витках ваерных барабанов при скорости выбирания 75 м/мин, а также силовым блоком с нераздельным гидравлическим приводом.
      Эти промысловые механизмы обеспечивают работу с кошельковым неводом размерами 480X80 м. На судне имеются грузовые стрелы грузоподъемностью 1 т.
      Рыбный трюм, а также специальные доски, при меняемые для его сепарации, имеют гидрозащитное покрытие из стеклопластика на эпоксидной смоле холодного отверждения. Пластмассы широко применяются и в отделке помещений.
      На сейнере созданы улучшенные условия обитаемости по сравнению с зарубежными промысловыми судами подобного типа. Команда размещена в двух каютах и кубрике, имеющих искусственную вентиляцию. К услугам рыбаков электрокамбуз, электрокипятильник, электрохолодильник и др. В качестве спасательных средств предусмотрены два плотика типа ПСН-10 вместимостью по 10 чел.
      Годовой вылов рыбы на сейнерах типа МРС-225 достигает 6000 центнеров. Хотя эти суда спроектированы для колхозов Камчатки, они могут использоваться и в других бассейнах.

Продольный разрез сейнера МРС-225:
1 — рулевая рубка; 2 — столовая; 3 — траловая лебедка; 4 — шкиперская кладовая; 5 — рыбный трюм; 6 — машинное отделение; 7 — жилые помещения; 8 — форпик; 9 — фонарная; 10 — душевая; 11 — умывальная; 12 — сушилка; 13 — камбуз; 14 — шахта машинного отделения; 15 — продовольственная кладовая; 16 — аккумуляторные; 17 — агрегатная.



Источник: Н. А. Яншин, Я. И. Вольфсон. Новый тип малого сейнера для дальнего востока. / ж. «Судостроение» № 3, 1972, 47-49 с.   
Scan: ??? Clean, Edit & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2006-2024